• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Егоров Б. Ф.: А. А. Григорьев (Краткая литературная энциклопедия в 9 т., 1964)

    ГРИГОРЬЕВ, Аполлон Александрович [около 20. VII(1. VIII). 1822, Москва, - 25. IX(7. Х). 1864, Петербург] - русский литературный критик и поэт. Родился в семье мелкого чиновника, окончил юридический факультет Московского университета (1838-42). Некоторое время служил, затем был учителем законоведения. Григорьев постоянно нуждался, жизненная неустроенность доводила его до полной нищеты. Начал публиковать критические статьи в «Репертуаре и пантеоне» (1845-46), «Финском вестнике» (1846), «Московском городском листке» (1847), «Отечественных записках» (1849-50). В 40-х гг. увлекался утопическими идеями Ш. Фурье, христианским социализмом Ж. Санд, масонством, Ф. Шеллингом. Литературные суждения Григорьева этих лет были противоречивы: похвалы реалистическому направлению и критика романтического индивидуализма сочетаются с религиозными настроениями (защита «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя) и проповедью «свободы воли», которую он противопоставлял тому, что ошибочно называл «фатализмом» натуральной школы. Более определённое (хотя по-прежнему противоречивое) мировоззрение вырабатывается после 1848, в т. н. «„молодой редакции“ „Москвитянина“», где Григорьев стал ведущим критиком (1850-56). Взглядам Григорьева были свойственны одновременно прогрессивные и консервативные тенденции. Григорьев ненавидел официальную церковь, но в православии находил «истинный демократизм», считая христианство религией братства и взаимопомощи. С ужасом смотрел он на буржуазное развитие Западной Европы и России, но противопоставлял ему романтическую утопию: мечту о патриархальном народе, свободном, щедром, талантливом (элементы такого идеала Григорьев видел в русском купечестве). Всякую систему взглядов Григорьев воспринимал как догматическую, насильственную, стремящуюся нарушить естественный ход событий, разъять органическое целое жизни; «теоретиками» он называл и «гегелистов», и славянофилов, и защитников «чистого искусства», и революционных демократов. Исключение составляли воззрения Шеллинга и Т. Карлейля, которые были особенно близки ему: идея вечной неизменной жизни; преклонение перед стихией; стремление к «высокому», к идеалу, к тождеству и «синтезу»; таинственная сложность души, постигаемая искусством интуитивно и целостно; превосходство искусства над наукой. Свой метод Григорьев назвал органической критикой («Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства», 1858; «Несколько слов о законах и терминах органической критики», 1859). Основной пафос её - защита «мысли сердечной» и борьба с «мыслью головной». Григорьев считал художественными те произведения, которые представляют синтез мысли и души художника, охватывают значительные явления современной жизни во всей глубине и целостности (наряду с «вечными» проблемами Григорьев искал в искусстве и отражение «цвета и запаха эпохи»). В «органичности», «живорожденности» Григорьев видел силу громадного общественного воздействия искусства на массы. Отсюда его увлечение театром. С конца 40-х по 60-е гг. Григорьев был ведущим русским театральным критиком; здесь он наиболее последовательно поверял искусство действительностью. Кумиром его был Шекспир, из русского репертуара он выделял «Горе от ума», пьесы А. Н. Островского, «Горькую судьбину» А. Ф. Писемского; ему принадлежат глубокие и тонкие разборы актёрской игры М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, П. М. Садовского. Видя в художнике проповедника высоких истин и открывателя тайн и глубин современной жизни, Григорьев боролся с «искусством для искусства», пренебрегал анализом художественной формы, главное внимание уделял злободневным вопросам эпохи, понимая под ними преимущественно национальные и нравственные проблемы народной жизни. Поэтому, подобно Н. А. Добролюбову, Григорьев утверждал: «Критика пишется не о произведениях, а по поводу произведений...». Но, в отличие от революционных демократов, Григорьев в соответствии со своими идеалистическими воззрениями принципиально отказывался от социально-политических выводов; интересовался не столько объективной общественной сущностью художественных характеров, сколько их этическим поведением и переживаниями, отношением автора к образам, индивидуальностью, «натурой», интуицией писателя, отражением этического облика автора в его героях. Статьи свои Григорьев писал без плана, вдохновенно, наполняя их необычными терминами («цветная истина», «растительная поэзия», «живорожденный» и т. п.).

    Григорьев-критик в 50-60-х гг. существенно менял свои взгляды. В период «Москвитянина» он активно защищает идею патриархальной самобытности, возводя в культ творчество Островского тех лет («О комедиях Островского», 1855). После 1855 Григорьев признал в русском национальном характере не только «смирение», но и бунтарство, поэтому стал положительно отзываться о М. Ю. Лермонтове, А. И. Герцене, И. С. Тургеневе («Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», «И. С. Тургенев и его деятельность...», 1859; «После „Грозы“ Островского», 1860), однако идеалом считал образ Лаврецкого в «Дворянском гнезде», сочетавшего патриархальные черты с индивидуальностью современного человека. В 1856-61 Григорьев, не имея своего журнала, печатался в «Русской беседе», «Библиотеке для чтения», «Русском слове», «Отечественных записках» и др. В 1861 Григорьев сближается с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым, близок к «почвенничеству», участвует в журналах «Время» (1861-63), «Эпоха» (1864). В эти годы усиливаются историзм его критического метода, социальный пафос, растёт интерес к правам личности, её протесту («О развитии идеи народности в нашей литературе», 1861-62; «Стихотворения Н. Некрасова», 1862). Григорьев признал народность и историческое значение революционных демократов, но, считая их деятельность односторонне-критической, выступал против них, пытался сочетать передовые идеалы эпохи с христианством. Романтические мемуары Григорьева о юности «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862-64) написаны под влиянием и в полемике с «Былым и думами» Герцена. В 1863-1864 Григорьев - редактор журнала «Якорь»; в его статьях усилились реакционные и субъективные элементы, он снова переживал кризис мировоззрения. Н. Г. Чернышевский писал о Григорьеве-критике: «... почти постоянно поддаётся странным обольщениям, но в самых странных тирадах которого виден ум живой, энергический и искреннее, горячее увлечение тем, что представляется ему истиною».

    Григорьев известен и как поэт. Первые стихи опубликованы в журнале «Москвитянин» в 1843. Настроения 40-х годов отразились в его лирике той поры: от увлечения масонством («Гимны») до нелегальных революционных стихов («Нет, не рождён я биться лбом...», «Когда колокола торжественно звучат...»). Но главным являлось внимание к романтической страдающей личности лермонтовского типа, однако лишь частично мотивированной социально (драма «Два эгоизма», 1845, - вариация на тему «Маскарада»; поэма «Олимпий Радин», 1845). Григорьев романтически подчёркивал «стихийность» и роковую таинственность характера и чувств (стихотворения «Комета», «К Лавинии»); страсть героя возвышенна и разрушительна одновременно. В книге Григорьева «Стихотворения» (1846) В. Г. Белинский увидел «блёстки дельной поэзии», отметил его гражданскую лирику («Город», «Нет, не тебе идти со мной...»), но осудил мистицизм «Гимнов». Идеологический кризис Григорьева после 1855 и страстное увлечение Л. Я. Визард отразились в лирическом сюжетном цикле «Борьба» (1857), куда входят лучшие стихотворения Григорьева: «О, говори хоть ты со мной...» и «Цыганская венгерка»; в ней в форме «цыганского» романса ярко передана трагическая безысходность большой и неразделённой любви. История любви Григорьева к М. Ф. Дубровской, закончившаяся разрывом и совпавшая с идейными метаниями Григорьева, отражена в поэме «Вверх по Волге» (1862). Григорьев много переводил (Софокл, Шекспир, Байрон, Гёте, Шиллер, Гейне, Мольер, Беранже и др.). Поэзия Григорьева была высоко оценена А. А. Блоком и оказала влияние на его творчество.

    Соч.: Соч., т. 1, СПБ, 1876; Собр. соч., под ред. В. Саводника, в. 1-14, М., 1915-16; Стихотворения, собрал и прим. снабдил А. Блок, М., 1916 (с библиографией худож. прозы и переводов Григорьева); Полн. собр. соч. и писем, под ред., с биогр. очерком и прим. В. Спиридонова, т. 1, П., 1918; Воспоминания, М. - Л., 1930; Стихотворения, вступ. ст. и прим. Н. Л. Степанова, [Л.], 1937; Избр. произведения, вступ. ст. П. П. Громова, прим. Б. О. Костелянца, Л., 1959.

    Ап. Григорьев - критик. в кн.: История рус. критики, т. 1, М. - Л., 1958; Егоров Б. Ф., Аполлон Григорьев - критик, «Уч. зап. гос. Тартуского ун-та», 1960, в. 98 (с библиографией критич. статей Г.) и 1961, в. 104; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

    Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

    Раздел сайта: