• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Страхов Н. Н.: Аполлон Александрович Григорьев (старая орфография)

    Аполлонъ Александровичъ Григорьевъ.

    ("Кругозоръ". 1876, 12).

    Аполлонъ Александровичъ Григорьевъ, нашъ известный критикъ, былъ москвичъ по рожденiю и воспитанiю. Учился сперва дома, а потомъ въ Московскомъ университете, изъ котораго вышелъ въ 1842 году первымъ кандидатомъ юридическаго факультета. Въ это время Московскiй университетъ стоялъ очень высоко; молодые профессора, Грановскiй, Крюковъ, Крыловъ и другiе, возбуждали энтузiазмъ въ слушателяхъ, и ни прежде, ни потомъ напряженiе умственной жизни не достигало такой высоты.

    Ап. Григорьевъ, по окончанiи курса поступилъ на службу и до 1857 года занималъ разныя небольшiя места, то въ Москве, то въ Петербурге; большею частью онъ былъ учителемъ. Но его служебное поприще не имеетъ въ себе интереса; главное было для него и для насъ -- его литературная деятельность. Ее можно разделить на три перiода: а) первый петербурскiй, б) московскiй, и в) второй петербургскiй.

    его до конца жизни. Литературное поприще отъ началъ стихотворенiями, которыя въ 1846 году вышли особою маленькою книжкой. Кроме того, въ журнале "Репертуаръ и Пантеонъ" появлялись за эти годы его повести, драмы, театральныя рецензiи и т. д. Все эти произведенiя онъ самъ впоследствiи называлъ напряженными; онъ былъ въ это время подъ сильнейшимъ влiянiемъ романтизма, "тревожнаго начала", которому вообще заплатилъ дань въ своей жизни. Кроме лирическихъ стихотворенiй, эта полоса деятельности Ап. Григорьева носитъ на себе печать незрелости и представляетъ интересъ (впрочемъ не малый) только для изследованiя его развитiя.

    "Московскомъ Городскомъ Листве", еженедельной литературной газетъ, издававшейся только одинъ годъ; съ 1851 года сталъ работать въ "Москвитянине". Вообще-же, въ Москве въ это время онъ сблизился съ кружкомъ людей, девизомъ которыхъ была народность и которые съ такимъ жаромъ исповедывали веру въ самобытность русскаго духа и его развитiя, что увлекли за собою и Ап. Григорьева. Онъ, говоря его собственными словами, очнулся отъ обаятельныхъ сновъ, которыми грезилъ столько летъ, и въ немъ живо воскресло все его чисто-русское, замоскворецкое воспитанiе, съ преданiями, песнями, сказками, со всеми чертами народной жизни. Заметимъ кстати, что онъ съ детства зналъ множество песенъ; дотомъ, когда онъ понялъ имъ цену, онъ собиралъ ихъ, писалъ объ нихъ, и самъ прекрасно пелъ ихъ, аккомпанируя себе на гитаре.

    Съ 1851 по 1855 г. онъ постоянно писалъ критическiя статьи въ "Москвитянине" и здесь-то обнаружилъ свои критическiя способности, пониманiе искусства въ его связи съ жизнью народа. Центромъ кружка и предметомъ некотораго поклоненiя былъ А. Н. Островскiй, тогда только что выступившiй со своими комедiями и драмами и составлявшiй, действительно, "новое слово" въ уразуменiи нами нашей народности.

    Въ 1856 году явилась только одна большая статья Ап. Григорьева напечатанная въ "Русской Беседе", органе славянофиловъ.

    Въ 1857 году онъ уехалъ за границу, долго жилъ во Флоренцiи, потомъ былъ въ Риме, въ Париже и въ конце 1858 года вернулся въ Петербургъ. Здесь начинается второй петербургскiй перiодъ его деятельности, самый плодотворный и зрелый. Съ 1859 года началъ выходить новый ежемесячный журналъ "Русское Слово", основанный графомъ А. K Кушелевымъ-Безбородко и выходившiй подъ совокупною редакцiею самого графа, Я. П. Полонскаго и Ап. Григорьева. Тугъ явилось множество статей Ап. Григорьева, изъ которыхъ особенно важны две статьи подъ заглавiемъ -- Русская литература со смерти Пушкина и четыре подъ заглавiемъ -- "Дворянскаго Гнезда". Въ этихъ статьяхъ въ первый разъ высказанъ былъ тотъ особенный взглядъ на развитiе русской литературы и на центральное значенiе въ ней Пушкина, который составляетъ самую важную заслугу Григорьева; это единственный у насъ общiй критическiй взглядъ, одною широкою мыслью обнимающiй и связывающiй все художественныя явленiя нашей словесности; въ частности, истолкованiе Пушкина, образующее главный узелъ этой мысли, есть конечно лучшее, что у насъ было писано о Пушкине.

    "Русское Слово" попало въ другiя руки, и Ап. Григорьевъ пересталъ въ немъ писать. Въ 1860 году онъ помещалъ статьи въ "Русскомъ Мiре", "Отечественныхъ Запискахъ", "Сыне Отечества", "Драматическомъ Сборнике". Съ 1861 года сталъ выходить журналъ "Время", подъ редакцiею М. Достоевскаго, брата знаменитаго романиста. Здесь постоянно писалъ Ап. Григорьевъ. Но еще въ первый годъ журнала онъ вздумалъ по своимъ личнымъ обстоятельствамъ уехать изъ Петербурга и поступилъ на службу въ Оренбургъ, учителемъ словесности въ тамошнiй корпусъ. Не прошло года, однакоже, какъ онъ вернулся. Въ 1863 году стала выходить подъ его редакцiею новая еженедельная газета "Якорь" и при ней, въ виде приложенiя, юмористическiй листокъ съ каррикатурами "Оса". Тутъ Ап. Григорьевъ писалъ очень много о театре. Въ томъ же 1863 году "Время" было запрещено, но въ следующемъ М. Достоевскому былъ разрешенъ журналъ "Эпоха", и въ немъ опять Ап. Григорьевъ принималъ постоянное участiе.

    Все знавшiе нашего критика, конечно, помнятъ и признаютъ, что это былъ человекъ съ возвышеннымъ душевнымъ настроенiемъ, весь преданный идеямъ, которыми онъ жилъ, младенчески-добродушный и незлобивый, впадавшiй въ увлеченiя и делавшiй иногда глупости, но неспособный ни покривить душой, ни действовать по разсчету. Жизнь для него была очень трудна по его детской небрежности и неумелости во всякихъ делахъ. Его истинную радость и его истинное дело составляли произведенiя словеснаго художества. Искусство онъ считалъ лучшимъ изъ всехъ "земныхъ делъ человека", виделъ въ немъ самаго зоркаго судью и пророка жизни, связывалъ съ нимъ все свои понятiя о красоте души, о правде и добре. А такъ какъ искусство, по самому существу своему, нацiонально, то онъ былъ ревностный поклонникъ народности въ литературе. Онъ доказалъ горячимъ и глубокимъ истолкованiемъ, что Пушкинъ, действительно, нашъ народный поэтъ, что въ немъ выразились въ широкомъ очерке все черты нашей народной физiономiи, сказался нашъ душевный складъ, обозначились мера и свойство нашихъ сочувствiй и ко всему, что мы нашли въ Европе, и ко всему своему, къ нашей исторiи и къ нашему быту. Съ этой точки зренiя разомъ осветилась и получила смыслъ и связь вся наша литература: она явилась, какъ подготовленiе или дальнейшее развитiе элементовъ, обнаружившихся въ Пушкине; каждое ея явленiе нашло себе, такъ сказать, мерку, посредствомъ которой можно было определить его значенiе въ общемъ идеале, лежащемъ въ глубине нашего народнаго характера.

    Раздел сайта: