• Приглашаем посетить наш сайт
    Житков (zhitkov.lit-info.ru)
  • Летопись московского театра

    ЛЕТОПИСЬ МОСКОВСКОГО ТЕАТРА.

    «Москвитянин», 1852, № 8.

    <…> Выполнение «Горя от ума» на московской сцене отличалось издавна необыкновенною целостию, да и нельзя быть иначе: «Горе от ума» — совсем московское произведение, и притом оно все разошлось на пословицы и поговорки, так что никому из артистов не позволительно не знать его наизусть. Итак, целость в представлении комедии Грибоедова почти идеальная: в особенности в третьем акте приезд гостей и толки о Чацком, в четвертом разъезд их — со многими весьма наблюдательно уловленными чертами общественной жизни в постановке (сюда принадлежат, например, появление арапки, извозчик Загорецкого, который служит вместе и лакеем для своего ездока) — все это доходит до настоящего очарования.

    Обращаясь же к частному анализу выполнения, мы должны сказать, что художественно исполняются только две роли: роль Фамусова — М. С. Щепкиным и немая роль князя Тугоуховского г. П. Степановым. Незадолго перед этим сошла со сцены г-жа Божановская и комедия Грибоедова лишилась третьего художественно же выполнявшегося лица — глухой княгини1.

    Что касается до Щепкина в роли Фамусова, то мы не будем распространяться об этой высокой даже в недостатках своих игре, ибо недостатки есть действительно недостатки, зависящие вообще от субъективности таланта, недостатки щепкинские, как были недостатки мочаловские, но самые недостатки, то есть излишние вспышки толкующего комизма, нам дороги и, так сказать, милы.

    Минуя пока Чацкого и Софью, перечислим другие лица пьесы.

    1) Молчалина играет г. Колосов и делает из него какого-то простачка.

    2) Роль Скалозуба выполняют попеременно то г. Ольгин, то г. Немчинов. Ни один из них — не настоящий Скалозуб, но каждый по мере сил трудится добросовестно над ролью, только г. Немчинов имеет слабость прибегать в некоторых местах к форсировке, карикатурности и фарсам, а г. Ольгин, напротив, чересчур уже ровен и однообразен.

    прежде с гораздо большим успехом роль Молчалина. 

    4) Из Загорецкого г. Шумский сделал обыкновенного водевильного фата, весьма забавного, пожалуй, но непохожего на настоящий тип, утраченный с смертию г. В. Степанова.

    Затем — чета Горичей выполняется довольно недурно г. В. Соколовым и г-жою Рыкаловой, хотя последняя никак не может отделаться от своей несчастной манеры произношения; недурны также старухи, и забавен г. Никифоров в роли г. N. Роль Лизы, горничной, играют многие начинающие артистки, но хорошей Лизы нам давно не случалось видеть.

    Следует говорить о главных лицах, то есть о Чацком и Софье. Мне случалось видеть многих артистов в роли Чацкого, а именно: покойного Мочалова, г. Максимова на петербургской сцене, г. Самарина 1-го, обыкновенно играющего эту роль на московской сцене, и, наконец, г. Полтавцева. По нашему мнению, нечего и говорить о Мочалове сравнительно он не рисовался картинно на стульях или креслах, но зато в каждом слове его слышались резкий озлобленный ум и энергическое чувство. После него только г. Полтавцев в две или три минуты роли, а в особенности в монологе «В той комнате незначущая встреча» был чем-то действительно похожим на Чацкого, и мы думаем, что, проникнувшись глубже ролью и, главное, отрешившись от рутины и начитанного тона, г. Полтавцев может с успехом играть Чацкого2. Точно то же можно сказать и насчет игры г-жи Васильевой в роли Софьи Павловны3.

    Таково исполнение классических произведений русской драматургии на нашей сцене. Нельзя не заметить здесь, что представления комедий Гоголя и «Горе от ума» имеют свою, постоянную, даже довольно многочисленную и всегда внимательную публику, которая строга и взыскательна к их выполнению, потому что знает наизусть и «Ревизора», и «Женитьбу», и «Игроков», и «Горе от ума»4. Такая строгость должна некоторым образом и ободрять артистов, сообщая им уверенность, что труд их в отношении к этим пьесам, в какой бы второстепенной или даже третьестепенной роли он ни выказался, будет вполне замечен и оценен. <…>

    Примечания

    1

    2 О московском дебюте К. Н. Полтавцева в Чацком А. А. Григорьев писал: «В Чацком г. Полтавцев за исключением слов: «Как хороша!» — в первом акте, монолога в третьем: «В той комнате незначущая встреча…», обращения к Софье в четвертом: «Когда подумаю, кого вы предпочли!» — и заключения последнего монолога не оставил никаких особых впечатлений. Вообще, сантиментальность тона, пение по нотам и незнание ролей — вот три главных врага, которые вредят покамест артисту…» («Москвитянин», 1851, № 15, кн. 1, с. 248). Впервые играя Чацкого на сцене Малого театра, Полтавцев по привычке провинциальных актеров не знал слов, и ему подсказывали из кресел (см.: Островский А. Н. Полн. собр. соч. в 12-ти т., т. 10. М., 1978, с. 561).

    3 «Я высоко ставлю ее за роль Софьи Павловны, несмотря на то, что видел в этой роли В. В. Самойлову. Г-жа Лаврова сумела быть довольно самостоятельною» («Отеч. зап.», 1849, № 8, с. 264).

    4 Во вступительной части этой же статьи Григорьева говорится, что «Горе от ума» и «Ревизор» в Москве «посещаются всегда немногочисленною, но постоянною публикою». На рубеже 1830 – 1840-х гг. «Горе от ума» вызывало интерес зрителей всех слоев. «Разом для всей публики у нас пьес не дается, разве за исключением «Горя от ума» и «Ревизора», — утверждал А. И. Герцен в 1843 г. (Герцен А. И. Полн. собр. соч. в 30-ти т., т. 2. М., 1954, с. 53). В опубликованном «Современником» (1848, № 12, с. 131) анонимном «Письме из Москвы и о Москве» говорилось: «Такие пьесы, как «Ревизор», «Игроки» или «Горе от ума», уже нередко насчитывают зрителей едва-едва сотнями, а иногда даже десятками. Почти то же случилось и в последние представления этих пьес, несмотря на прекрасную их обстановку». В «Отечественных записках» (1849, № 7, с. 82) Григорьев отмечал: «Есть комедии, которые постоянно держатся на репертуаре, — это «Горе от ума» и комедии Гоголя, но и в эти представления театр очень часто пуст, и на них уж ходят смотреть по преданию. Я далек от мысли, чтоб выполнение этих пьес было в Москве совершенством, но нельзя не сознаться, что оно несравненно выше петербургского». В 1901 г. А. И. Южин писал: «Знаете ли, сколько раз с 1836 года, за 65 лет, прошло «Горе от ума» в московском Малом театре и далеко не всегда при полном сборе? 280 с чем-то раз. Около четырех раз в год на круг. Из миллиона жителей ежегодно, при всяких исполнителях, пьесой интересовалась одна двухсотпятидесятая (1/250) доля населения, если считать, что каждое представление было полно. Но кроме последних лет и начала, то есть, может быть, тридцатых годов и девяностых, как я знаю из книг сборов Малого театра, полных сборов «Горе от ума» не давало ни при Щепкине, ни при Самарине» (Южин-Сумбатов А. И. Воспоминания. Записи. Статьи. Письма. М. -Л., 1941, с. 373 – 374).

    Раздел сайта: