• Приглашаем посетить наш сайт
    Сомов (somov.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Погодину М. П., 27 октября (8 ноября) 1857 г.

    189. М. П. ПОГОДИНУ

    27 октября (8 ноября) 1857. Флоренция

    Флоренция. 1857 г. Окт. 27. (Преподобного Нестора.)

    Благодарю Вас глубоко, душевно благодарю Вас, достопочтеннейший Михаил Петрович, за оба Ваши письма, особенно за письмо от 11 октября: я с ним не расстаюсь - глупо сказать, но все-таки скажу: я целовал в нем те строки, где говорите Вы: "Утро встает, заря занимается..."1 Я весь день проходил в каком-то чаду лирического упоения... Я ходил по всем местам, отыскивая хоть ли кого-нибудь из русских, кому бы я мог броситься на шею, гордясь и тем, что я русский, и даже своей русской одеждой, которую сохранил я с упорством раскольника... Да - делать, работать!.. Но не из восклицаний, а из подробного донесения обо всем, что я делаю и о чем надумался, должно состоять сие письмо...

    На воспитание князька я взглянул, благодаря моей страстной натуре, весьма серьезно и с начала, еще более серьезно гляжу теперь. Но еще до сих пор я то прихожу в горькое отчаяние, то преисполняюсь надежд паче меры и середины никак не найду - и не думайте, чтобы виною этого было отсутствие середины только во мне самом. Нет! представьте Вы себе, что он один день поразит меня ж способно-стию понять серьезное в науке и в жизни, сочувствием высокому и прекрасному, -другой день, мне приходится толковать* с ним буквально как Чичиков с Коробочкой, до поту лица, до желчи2, - на третий день он опять поразит меня добровольным, искренним отречением от пошлости и глупости, которую накануне никак не хотел признавать за пошлость и глупость, а на четвертый - в его мышлении или чувстве выскочит новая пошлость или глупость, с которой опять борись и так usque ad infinitum**. Да! поистине "удобнее есть вельбуду сквозе уши иглиные пройти, не-же богату внити в царствие небесное"...3 Но не даром же Господь наложил на меня эту задачу - ибо даром ничего в жизни не бывает. Над натурою же этой поработать стоит: он умен и даровит - и не одной только внешней даровитостью - ибо иначе откуда бы у него образовалась привязанность ко мне, фанатику такого взгляда на жизнь, который радикально противоречит его взглядам (ибо у него уж есть взгляды - в этом-то и горе). Кто виноват в этих взглядах? Отчасти княгиня - честнейшая из итальянских кухарок, исключительно преданная идее узенького домашнего долга, отчасти Бель, честнейший же человек или, лучше сказать, дядька. Любопытно, что два этих честнейших существа всеми мерами друг друга ненавидят и при всяком удобном и неудобном случае сцепляются ругаться. Бель посмотрел на свое дело так, что главное - надобно скрывать от юноши все, что может возбуждать страсти -ergo* не надобно ничего читать, кроме детских книг, в истории - зачеркивать все мало-мальски ужасные события. Что же вышло? Страстная натура обращена только в другую сторону - на мелкие страстишки: на лошадей с хорошей упряжью, на меленькое тщеславие и т. п. - но все это меленькое разрослось до размеров ужасающих. Прибавьте к этому Бецкого, который без смысла заставляет зубрить кати-хизис и при каждом вопросе ученика говорит: "Это в тебе спрашивает дьявол". Вот что я застал (кроме того, что по-русски он говорил: моя дядя ошибмлся). Мальчик 15 лет - в совершенстве знает по-английски и не знает Шекспира; полуитальянец -не читал Данта - когда мы, дети толпы, - в эти годы прочли все, что можно было прочесть... Прибавьте к этому еще - порядок дня, губящий бесплодно столько времени... О, порядок! недаром во мне, как во всяком русском человеке, таится к тебе закоснелая, непримиримая ненависть... Вот что я застал. Как истинно русский человек, т. е. как смесь фанатика с ёрником (извините за выражение - впрочем, оно благодаря приятелю моему Дружинину и благодаря "Русской беседе", напечатавшей его в письмах Грановского4, - получило уже литературное гражданство) - я не стал в борьбу с тем, с чем нельзя бороться - подчинился всему нелепому в доме, всему злу порядка (Бель мечтал всегда и доселе мечтает, бедный, завести свой порядок - и эти два - белевский и княгинин - грызутся между собою уморительно) - но понял, что с умом я могу делать, что хочу. Так до сих пор и было. Верю, что так и будет - ибо верю, что хочу я доброго и хочу всеми силами души... Признаю Божье провидение в наложенной на меня задаче и, сколько могу, - несу в нее все данные мне силы головы, сердца и убеждения...

    Теперь - о себе... Ни успокоиться, ни измениться я уже не могу - говорю Вам со всею искренностию. То, что я выработал в себе в последние годы, - то при мне и остается и останется. Знаю только теперь положительно и окончательно, что я -столь же мало славянофил, сколь мало западник", - что истинно общее у меня, ненатянутое, искреннее - только с Вами, с одной стороны, с Островским - с другой, с Кокоревым, поскольку я знаю его мнения по его сочинениям (в особенности по "Пути Черноморцев"5), с третьей. Все остальное - в моих глазах или блестящий пустоцвет и даром расточающаяся сила - как Грановский, с одной стороны, и Хомяков, с другой, - или наивное и вредное детство, как К. Аксаков (погубил-таки "Молву"! молодец!) - или слепые дарования, как старик Аксаков, Писемский, Толстой (сей последний, впрочем, так силен, что может сделаться зрячим). Вы пишете все мне, - изучайте то, и то и это... о Господи! сколько в Вас, в великом человеке, мысли и жизни Изучать для некоторых натур переводится словом проще: "нанюхиваться". Ну-с! - будете ли Вы довольны, если я Вам скажу, что я нанюхался достаточно картин - для того, чтоб мое критическое стало шире, и вообще нанюхался итальянского искусства до того, что в первый раз в жизни искренне, неказенно понял, сколько хороша Гомерова "Одиссея".

    Всего не напишешь. Скажу Вам вот что. Мы прекраснее художественно итальянских Мадонн, и удивляемся, что никто этих нелепостей не слушает. А вот этакой факт гораздо назидательнее. В деревне A Ponte Mariano6, близ которой вилла нашей Принчипессы, - стоит на перекрестке прекрасный образ Мадонны - а в каком-нибудь Спасском, подле Москвы, в бедной деревянной церкви - суздальские иконы; но в Понте а Мариано - живут язычники, буквально язычники, которые едва ли имеют понятие о том, что Богородица не Бог, а в селе Спасском молятся уродливым иконам истинные христиане, которые знают сердцем, что не иконам, а Незримому они молятся... Сила нашего

    А еще сила в том, что все наше есть еще живое, растительное - когда здесь -великолепное здание, поросшее мохом... и что еще "не у явися, что будем"7.

    Кланяется Вам Войцехович, который очень полюбил меня здесь - и был, надобно отдать ему честь, вовсе не похож на сенатора. Прощайте - спешу в галереи, где я всякий день.

    "Москвитянина" - вот что-с... Если Вы думаете о нем, то имейте в виду, что коалиция "Современника" расстраивается, что Островский, Толстой и Тургенев могут быть нашими... Средства, решительность и некоторая ласковость, которая в Вас тем обаятельнее, чем реже... И я скажу тут: Утро встает - поднимитесь и Вы с одра и станьте тем, чем были Вы для нас в 1850 и 1851 годах... И Вы нам нужны и мы наше или тех, которые будут подобны нам, но сильнее нас или - ничье.

    Ваш весь и всегда Ап. Григорьев.

    Примечания

    Печатается по подлиннику: РГБ.

    Впервые опубликовано (с купюрами): Б XV. С. 345-348. См. также Материалы. С. 177-180 (№ 65). Исправления и дополнения: С. 377 (п. 44).

    Письмо датировано ст. стилем: день препод. Нестора-Летописца отмечается 27 октября ст. ст.

    ... я целовал в нем те строки, где говорите Вы: "Утро встает, заря занимается..."

      ... как Чичиков с Коробочкой, до поту лица, до желчи. - См.: Н. В. Гоголь. Мертвые души (т. 1, гл. III).

      ... "удобее есть вельбуду сквозе уши иглиные пройти, неже богату внити в царствие не бесное"... - Ср. Мф. 19. 24: "удобее есть велбуду сквозе иглине уши пройти, неже богату в царствие Божие внити".

    ... - Имеется в виду публикация писем Т. Н. Грановского в очерке В. В. Григорьева "Т. Н. Грановский до его профессорства в Москве" (Русская беседа. 1856. № 3. Отд. V. С. 17-46; № 4. Отд. V. С. 1-57). Слово "ёрник" упоминается в коллективном письме Грановского, Н. В. Станкевича и Я. М. Неверова к В. В. Григорьеву от 21 ноября 1837 г. (№ 4. С. 20), однако эта часть письма написана не Грановским, а Станкевичем.

    ... "Пути Черноморцев"... - В "Русской беседе" статья В. А. Кокорева называется "Путь севастопольцев" (1858. № 1. Отд. IV. С. 77-137). Г., наверное, или читал рукопись или слышал в Москве чтение этого текста.

      В деревне A Ponte Mariano... - См. примеч. 4 к предыдущему письму (№ 188).

    ... "не у явися, что будем".

    * Далее вычеркнуто: ему

    ** до самой бесконечности

    *** следовательно

    Раздел сайта: