• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Эдельсону Е. Н., 16 (28) ноября 1857 г.

    192. Е. Н. ЭДЕЛЬСОНУ

    16 (28) ноября 1857. Флоренция

    1857 г. Ноября 16.

    Опять, возвращаясь из оперы, принимаюсь писать к тебе, т. е. беседовать на зеленом диване в клубе - ибо, право, никогда мы так душевно и серьезно не говаривали, как на сем приснопамятном диване'.

    Любезный мой Евгений! Не думай, пожалуйста, чтобы "чудное далеко"2 было в самом деле нечто такое, что всегда отвечало бы на сущность нашей души. Если 7з моего уважения к Гоголю уплыла вслед за двумя томами переписки (т. е. не старой официальной, а новой, в издании Кулиша3), столь искренне разоблачающей всю неискренность этой чисто хохлацкой натуры, то другая '/з растаяла от "прекрасного далека". Сколько дьявольского эгоизма нужно иметь, чтобы довольствоваться всегда этим "далеко" - несмотря на то, что минутами - оно, памятниками своего великого искусства, отзывами своего громадного прошедшего, способно приводить человека в лихорадочной трепет. Жизнь из одних лирических минут состоять не может - говорю это я, я, способный, однако, постоянно за лирические минуты отдавать все, что угодно... Вне лирических минут, которые дает мне новый все больше и больше мне раскрывающийся мир картинных галерей - со мною большею частию хандра безобразнейшая - и вопросы всякие ставятся все тяжелее и неуклоннее. Потому продолжаю о том же...

    Господи Боже мой! Неужели же, спрашиваю я себя много раз, - именно разврат, безобразие и беспутство делали и делают мне столь привлекательным наше общее прошедшее?.. Неужели же я в самом деле такое чадо бунта, каковым тебе было угодно меня представлять?.. Если б это было так, то я был бы давно социалистом - но социализма-то именно и не переваривала никогда моя душа - хотя в нем все чисто плотские и произвольные требования получают законность, догматизируются... Ты можешь на это отвечать мне вот что: ты любишь беспорядок как беспорядок и ненавидишь социализм именно за то, что он определяет беспорядок, приводит его в порядок, в систему?., а тебе, дескать, просто нужно безобразие... Т. е. что такое? Жизнь, ее бесконечная красота и бесконечные типы? Не так ли... Типическое все сглаживается социализмом, - остается одно общее как нормальное отправление... В сущности, идея социализма и идея езуитизма сходятся: та и другая суть водворение мертвого покоя; только способы разные: у одной - отсечение всего типового, подчинение его слепою верою, у другой - разрешение его от всяких уз и умерщвление бесконечным, догматическим пользованием - обращенным в простое отправление. И езуитизм и социализм равно обращают человека в свинью, т. е. рылом вниз - авось, дескать, так-то ему будет покойнее... Цель благая и полезная -но две вещи постоянно вопиют на нее в создании - море и душа человека, между которыми, как я убедился личным знакомством с физиономиею первого и с жиз-нию последней, очень много тождественного... Не шутя... но об этом после или, лучше сказать, с этим припевом о море и душе человека написана уже целая толстая книга - да и не в этом теперь дело... Дело в вопросе о порядке и безобразии или, лучше, сказать, разнообразии...

    Пореши ты мне его, да только, Христа ради, не полицейски, как ты иногда охотник его порешать, т. е. не вопросом: а как-то ты струсишь или как-то ты струсил тогда-то, когда придет или пришел квартальный надзиратель?

    Argumentum ad hominem* - всегда уловка нехорошая. Человек тогда-то и тогда-то мог и может быть слаб - но как то, что Петр зарыдал при крике петуха, так и то, что Иуда удавился на осине, служит великим доказательством в пользу того, что душе человеческой весьма не переносно быть в двойственном сознании, в этом адском противоречии, которое заливается пьянством до бесов или заглушается преферансом с приходским протопопом и частным приставом - этой милейшей утопией, которую с свойственною ей резкостью и благородством - иронически ставила некогда твоя жена... Боже мой! насколько вообще женщины благороднее нас и насколько у них более носа, чем у нас!..

    Ты берешь всякую задачу только и ставишь ее в схемы абсолютного решения. Для тебя, по собственному сознанию, - или уж жизнь схимника афонского старца Арсения - и пугающая и влекущая тебя, - или уж самый узкий прозаизм и консерватизм, то, что я называю мещанство. А дело-то в том, что надобно поверить в минуту - безгранично текущей жизни, ее остановить, ее определить.

    Для меня стало ясно, как Божий день, что:

    1) Все прогнило, кроме нового начала жизни, которое мы называем русским.

    2) Что безумно ограничивать его старым идеалом, но что старый идеал, волею исторических судеб, есть для него то же, что было для идеи христианства - еврейство и ковчег Завета, в котором таился неведомый Егова.

    3) Что оно, как всякое живое начало, - двойственно, т. е. имеет две силы, стремительную и осаживающую.

    Все это не ново, конечно, - все это, более или менее, я говорил прежде... Distinguo**. Но с такою прочностию начала, в силы не значит верить в слепую историю. Да в историю верить и нельзя, или слово верить - должно заменить здесь словом: надменно признавать, что такая-то и такая-то теория есть конечное слово разума.

    начала, в силы мы все боимся за твердость заповедей: не воруй, не пьянствуй, не шатайся, 4 воруй, пьянствуй, шатайся - а говорит совершенно справедливо, что "Любим Торцов пьяница - а лучше вас всех!"5 - потому, дескать, что если вы не пьянствуете, не бесчинствуете и не шатаетесь, - то делаете это не по сознанию высших законов, а в уважение чувству эгоистическому и холопскому, которому вы отдали и душу, и жизнь и даже просто ваши внутренние влечения жить по душе ("Оно, положим, хоть и весело - да ведь безобразно" - а почему безобразно, спросить бы у Гордея*** Карпыча6) - а я, дескать, пьянствую и бесчинствую, и знаю, что это нехорошо - да что ж мне делать то? "Не жить мне по вашему - не могу, душно!"7

    Тоска меня мучит сегодня особенно... Поклонись всем нашим. Да хранит вас всех Господь и да даст он нам всем веры, веры, веры, хотя зерно горушно, - и снова да сплотит нас в единение духа, союз любви и мира... Это было лучшее наше -братство и любовь: Господа и братие, этому жертвы нами всеми приносились -кровные, сердечные жертвы.

    Примечания

    РГАЛИ. Ф. 1205 (Е. Н. Эдельсон). Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 10-11 об.

    Впервые опубликовано (с неточностями): Материалы.

    Судя по качеству бумаги и одинаковым сгибам, настоящее письмо было отправлено вместе с предыдущим письмом к Эдельсону от 13 ноября 1857 г. (№ 191).

    ... на сем приснопамятном диване. - В Купеческом клубе в Москве (см. предыдущее письмо-№191).

      ... "нудное далеко"... - Ср. "чудное, прекрасное далеко" - выражение Н. В. Гоголя из "Мертвых душ" (т. 1, гл. XI).

    ... не старой официальной, а новой, в издании Кулиша... "официальной" перепиской Г., очевидно, подразумевает "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847). Издание Кулиша: Гоголь Н. В. Сочинения и письма, тт. 5 и 6 (письма). СПб., 1857 - первое издание, содержащее основное эпистолярное наследие Гоголя.

    ... почти то же, что Сквозник-Д^ухановский говорит Тяпкину-Ляпкину... "Ревизоре" Городничий говорит Аммосу Федоровичу: "Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? зато вы в Бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются" (д. 1, явл. 1).

    ... "Любим Торцов пьяница - а лучше вас всех\" - Неточная цитата из пьесы А. Н. Островского "Бедность не порок" (д. 3, явл. 12).

    ... "Оно, положим, хоть и весело - да ведь безобразно"... спросить бы у Гордея Карпыча...  - Контаминация из двух фраз Гордея Карповича Торцова ("Бедность не порок", д. 1, явл. 7 и д. 3, явл. 8).

    7 "Не жить мне по вашему - не могу, душноУ - Источник цитаты не обнаружен. Возможно, говорилось в сценическом исполнении пьесы "Бедность не порок" Любимом Торцовым (д. 3, явл. 15), но в изданном тексте отсутствует.

    * аргумент к человеку

    ** Здесь: Уточняю (лат.).

    *** Любима