• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Майкову А. Н., 29 ноября (11 декабря) 1857 г.

    195. А. Н. МАЙКОВУ

    29 ноября (11 декабря) 1857. Флоренция

    1857 г. Ноября 29. Флоренция.

    Ты не можешь себе представить, до какой степени я был поражен первыми строками твоего письма1. Когда я писал к тебе - у меня все в голове вертелась мысль писать к тебе, а не к вам - но я тогда задавил эту мысль... На сколько же ты должен быть и чище и проще меня! Это даже завидно. Во всяком случае - честь за тобою.

    Ну слушай же - буду отвечать тебе a la hate* и вовсе не систематически. Я адски расстроен нервами, и потому не требуй от меня какого-либо порядка - в изложении.

    Если б ты мне написал казенные похвалы моему чаду, чаду моей плоти и крови, чаду самого безумного страдания, - я бы повесил голову - но ты требованиями своими меня поднял2. Ты знаешь, с каким искренним отвращением отношусь я ко всякой своей деятельности, кроме критической, ты знаешь, что это во мне не аффектация, - но уж если это действует раздражительно на тебя, то, значит, тут есть что-то. Что-то, допотопное еще, как весь я - и больше и лучше я дать не могу, хоть с меня живого кожу сдери. Милый мой! Я ведь сам не рад тому мучительному хаосу, который постоянно бунтует во мне и не может улечься, - и не могу совладать с собою, чтобы не пытаться высказать этот хаос... Но об этом довольно. Присылай поскорее денег, если можно.

    С чего ты взял, что я сбираюсь как об открытии писать о народности в живописи и вообще о живописи? Живопись для меня только осязательнее подтвердила мысль о том, что человек, кроме себя и своего типического, ничего выражать не может - мысль, против которой, однако, спорят.

    С чего ты тоже взял, что я вижу в символистике византийской живописи искусство или даже шаг к искусству?.. Я хотел сказать только, что религия и искусство -две вещи разные. В Мадоннах я, как ты же, вижу идеалы чистейшей женственности, но земные, а не небесные. Византия умела только в пору - остановиться. Стоит только с глазами и чутьем пройтись по коридору Уффиции, чтобы видеть, что первый же шаг от символа к развитию - последовательно ведет к мифам - а от них, этих прелестнейших мифов (от первых мифов

    Абсолют, говоришь ты - тебя не беспокоит. Т. е. ты можешь переносить внутреннее раздвоение?.. Высший голос спрашивает нас вовсе не о том, что мы сделали для человечества как художники, критики, лекаря и пр., а как мы установили в себе центр своего малого мира, т. е. как мы слили этот малый мир с великим миром... Да и врешь ты, чтобы абсолют тебя не беспокоил, просто себя тешишь. Мей, по крайней мере, тот ведь может по безобразию и внутренней бессодержательности дойти до возмущающего душу безумия и сказать в одном стихотворении "Прости грехи человека за песни певца"3 - но ведь ты не Мей, не голый, бессодержательный талант, - ты и высокий талант, и возвышенная, жаждущая правды и центра натура.

    С чего ты взял, что православие есть какое-то remedium** для моей натуры?.. Чудак-человек! Да то ли я разумею под православием, что поп Матвей и Тертий4? Что было еврейство, носившее строгого, палящего, неведомого, будущего Егову в отношении к язычеству, то... Помнишь ли ты беседу у Писемского, где я высказался довольно откровенно?

    Великие и плодоносные эпохи человечества были не эпохи раздвоения абсолюта с деятельностью, а эпохи целостные.

    Повторяю тебе, что - не я пишу к тебе, а мои больные нервы - но ты так умен, что дополнишь и поймешь...

    Раздвоение-то до сих пор тебя и подрывало. Мы с тобой уж об этом говорили.

    А вот тебе и практическое приложение. Из двух твоих стихотворений - одно ("Сон в л(етнюю) ночь") - удивительно, потому что ты тут ясно, целостно, душевно относишься к делу, другое - фальшиво по тону и по заложенному в него чувству: простая фигура слепого старца заслоняется академическою позою какого-то Савонаролы, и выходит ни Савонарола, ни старец. Это та же история, что в удивительной по концепциям поэме, из которой ты читал мне отрывки, но в которой вдруг нежданно-негаданно является зандовский "Спиридион" вместо типа христианского аскета. Sapienti sat***... Что вторая часть твоих стихов убьет первую - это ясно. Тут ты сам, всей своей личностью в ее правде и простоте.

    Что к Мею равнодушны - не удивительно. У него нет - физиономии. Шумиха -внешнего таланта, огромный тенор без всякой личной манеры. У него нет ни твоего лиризма живописца, увлекающегося простодушно образом, и, с другой стороны, твоего краббовского5 (ибо ты из двух элементов), - ни мелодичности и запаха души Фета, ни тусклой прелести Полонского, ни искренности Огарева - у него ничего нет.

    До скорого свидания (письменного пока), мой неоцененный, новейший из немногих

    А денег все-таки добывай - правдами и неправдами!

    Примечания

    Печатается по подлиннику: ЦНБ.

    Егоров Б. Ф. Материалы об Ап. Григорьеве из архива Н. Н. Страхова (Учен. зап. ТГУ, 1963. № 139. С. 345-347).

    ... твоего письма.

    ... ты требованиями своими меня поднял. - По-видимому, Майков писал о цикле сонетов Г. "Venezia la bella", который Г. послал ему с письмом от 24 октября (см. примеч. 6 к этому письму, № 188).

    ... "Прости грехи человека за песни певца"... - Неточная цитата из стихотворения Л. А. Мея "Не верю, Господи, чтоб ты меня забыл..." (1857). В подлиннике: И Ты простишь грехи раба и человека / За песни Красоте свободного певца.

    Терший - Т. Н. Филиппов.

      ... твоего краббовского... - В автографе - примечание, написанное И. П. Матченко: "Георг Крабб, знаменитый английский поэт (1754—(18)32), создатель реалист(ического) направления) в англ(ийской) литер(атуре)". Семья И. П. Матченко владела архивом Н. Н. Страхова, которой позднее попал в Публичную библиотеку АН УССР.

    * наспех (фр).

    ** лечебное средство

    *(лат.).

    Раздел сайта: