205. М. П. ПОГОДИНУ
26 января (7 февраля) 1858. Флоренция
Флоренция. 1858. Яне. 26.
Достопочтеннейший Михаил Петрович.
Опять письмо Ваше оживило несколько меня, начинавшего было уже приходить в отчаяние от Вашего молчания. - Прежде всего поздравляю Вас с Вашею домашнею, теперь уже, вероятно, окончательно совершившеюся радостию1. За сим, перехожу a l'ordre du jour*.
1) Нива. Ради Бога, не воображайте из Вашего далека, чтобы тут, на этой бесплодной ниве можно было сделать что-либо действительно путное. Все, что можно делать, я делал и делаю, т. е. я отдал моему воспитаннику столько моего времени, сколько не всякий отдаст. Делает он что-нибудь только тогда, когда находится со мной. Здесь с этими натурами сделать ничего нельзя. Ни одной человеческой мысли не привьешь вовнутрь. Все - один лоск, тщеславие, мелочность души флорентинца с дубовым упрямством русского барича. Если б Вы знали, сколько желчи и тоски доставляет мне каждый урок - Вы бы подивились моему донкихотскому одушевлению в иные минуты.
2) Домашняя жизнь. Подчинившись безобразию порядка и, с другой стороны, сохранивши гордую отчужденность от домашнего мирка, я избавлен от прямых наездов на мою личность... но тем не менее я эти дни физически - заболел от крика, который я слышу, от духа нестерпимого, бабьего, бессмысленного деспотизма. Истинно по таким бабам палка плачет! Нужно подробное, художественное изображение всей этой богохульной бессмыслицы. Когда-нибудь я его сделаю - и потешу Вас длинным посланием собственно об этом предмете... А между тем, я пребываю тверд в тех намерениях, о которых имел честь писать Вам в последнем письме2 и которым, как благим и разумным, Вы обещали содействие...3 Я еще год - вынесу это чистилище, которое все-таки по отношению ко мне лучше моего собственного домашнего ада. Они мной довольны, да и забавно было бы, если б были недовольны!
Единственная человеческая натура это княжна Настасья Юрьевна (младшая), тихая, но благородная, верующая в святое натура, которую Провидение, вероятно, скоро приберет подальше и поближе к себе - от этого хаоса невежества, пошлости, деспотизма и дрязгов. Не думайте, чтобы краски, употребляемые мною, были желты от желчи. Для этого нет красок достаточных. Собачий лай княгини, подлость Бецкого, тщеславие и капризы моего воспитанника, в сущности повелевающего матерью, идиотство старшей княжны, честная, но дикая мораль мистера Бэла - и столкновение, происходящее из этих элементов!.. Друзья, находящие всегда черты Мефистофеля и Сатира в моей физиономии, вероятно, подивились бы теперь особенному развитию этих черт - ибо истинно-злобный смех разбирает меня порою. А вот какая дескать новая нелепость выйдет из такой-то неизбежной коллизии!.. Смех сильный, но мало-успокоительный!
Теперь о себе.
стихийную природу. Я отдался галереям с неистовством и нанюхался теперь значительно. Все, что Вы говорили, исполнилось. Написавши книжицу различных философских мечтаний о русском начале и другую маленькую книжку лихорадочных сонетов4, я замолк, не пишу ни строки, все бегаю по галереям и нюхаю. Тут иного и делать, впрочем, нечего. Тут только старое хорошо. Жизнь впереди - наша, наша, наша! Это все изжилось и измельчало. Нужна ужасная ограниченность, чтобы чему-нибудь в их настоящем завидовать... Даже наша жирная, пьющая без просыпу и сопровождаемая загулами до зеленого змия Масля-ница носит в себе больше, чем их теперешний карнавал, семян жизни, широты, братства... Чтобы так поэтизировать Италию и жизнь в ней, в ущерб нашей, как это делал покойник Гоголь, - надобно иметь эгоистическую и притом хохлацкую душу... Дерзко! скажете Вы - и потом рассмеетесь и скажете: "он прав - только не надобно говорить ему этого"... Так ли?..
Но что такое мы-то (собирательно), это мы, которым принадлежит будущее мира - и которые не справятся с каким-нибудь обедом без скандала... Я говорю это по поводу отсутствия "des Slaves"**, как называет "Норд", на известном обеде5. Что это такое? Объясните, Христа ради, хоть одним словом, но Вашим, т. е. метким. И что за статья в "Молве" о "Публике и народе"...6 Или к ним относится известная сказка:
Пошел же дурень,
Пошел же бабин
На Русь гуляти,
Себя казати7,
со всеми безобразиями дурня, который напевом "Со святыми упокой" приветствует свадьбу и желанием "жену пояти, детей повывесть" встречает старца-монаха.
Были Вы, Кокорев, Островский - стало быть, вопрос об обеде для меня ясен. Почему ж они-то не были? Если по пуританской гордости - то дело опять ясное, но грустное... Еще вот что: Правда Ли, что Василий Пешков пишет против словесного судопроизводства?
О, Боже мой, - кабы Вы знали, как я сердцем постоянно с Вами и особенно теперь, когда три единственные силы, в которые я без ограничений верю, т. е. Вы, Кокорев, Островский - сблизились, по сообщенным мне известиям.
"Доходного места"8 - когда позволяются вещи Щедрина, комедия Львова и проч. - доказывает для меня только силу истинного искусства, смутно чуемую всякою, всякою грязью и подлостью. Да! "Доходное место" со всеми своими огромными недостатками - все-таки дело живое, художественное, Божеское... и по инстинкту они его боятся. Но кто эти они!.. Вот ужасный вопрос!
Эдельсона прокатили в "Библиотеке"9 - как я рад - Вы не поверите! Это отучит его верить в Петербург.
Если статья моя "О современной критике" напечатана в январской книжке "Библиотеки"10 и если Вы ее пробежали, то сделайте милость, скажите мне о ней свое мнение. В ней есть порок отвлеченной высоты поставления вопросов - но есть и неотвлеченная сторона. Вообще, она - исповедание, долго думанное и, кажется, ясное.
Но в "Москвитянин" не такие статьи надобны. Знаете ли, как мы начнем? Рядом "Литературных мечтаний", т. е. переверкою всей литературы, как некогда Виссарион в блаженной памяти "Молве" 1833 года11. Да! с памятью Виссариона до его экстравагантностей нужно помириться...
А главное - чтобы Вас я нашел здоровым, бодрым и веселым (непременно весел ым).
Ваш весь
А. Григорьев.
Примечания
Печатается по подлиннику: РГБ.
Впервые опубликовано (с купюрами): Б XV. С. 355-358. См. также Материалы. С. 220-222 (№81). Исправления и дополнения: ТГУ358. С. 338-339 (п. 47).
1 ... с Вашею домашнею... радостию. - 19 января 1858 г. была свадьба дочери Погодина Александры и А. К. Зедергольма (сына пастора К. А. Зедергольма).
2 ... имел честь писать Вам в последнем письме... - См. письмо Г. к Погодину от 18 ноября 1857 г. (№ 193).
3 ... Вы обещали содействие... - Письмо Погодина неизвестно.
4 ... книжицу различных философских мечтаний... маленькую книжку лихорадочных сонеПервая - неизвестная книга "Друзьям издалека" (см. письмо Г. к Погодину от 26 августа 1857 г. - № 182 - и примеч. 4 к нему). Вторая книжка - цикл "Venezia la bella" (см. примеч. 2 к письму Е. Н. Эдельсону от 11 сентября 1857 г. - № 184).
5 ... на известном обеде. - "партии", кроме сотрудников "Русской беседы" (см. Б "Le Nord" 22 января 1858 г.
6 ... статья в "Молве" о "Публике и народе"... - Статья К. С. Аксакова "Публика - народ. Опыт синонимов" ("Молва", 1857. № 36). См. примеч. 4 к письму Погодину от 9 февраля 1858 г. (№207).
7 - Цитата из шутливой песни "Про дурака" из сб. "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым" (М., 1804; М., 1818).
8 Запрещение "Доходного места"... - Пьеса А. Н. Островского, опубликованная в "Русской беседе" (т. 1 за 1857 г.; вышел в начале марта), была запрещена театральной цензурой 16 декабря 1857 г. Она была поставлена в Москве впервые только 14 октября 1863 г.
Эделъсона прокатили в "Библиотеке"... - См. письмо Г. к Е. Н. Эдельсону от 9 января 1858 г. (№202).
10 ... статья моя "О современной критике" напечатана в январской книжке "Библиоте"... - Статья Г. "Критический взгляд на основы, значения и приемы современной критики искусства. (Посвящено А. Н. Майкову)" была опубликована в № 1 "Библиотеки для чтения" за 1858. Отд. III. С. 1-42.
11 Рядом "Литературных мечтаний"... как некогда Виссарион в... "Молве" 1833 года. - Статья В. Г. Белинского "Литературные мечтания" появилась в еженедельнике "Молва" в 1834 г. (№ 38-52, сентябрь-декабрь).
{фр.).
** славян (фр).