• Приглашаем посетить наш сайт
    Кантемир (kantemir.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Протопоповой Е. С., 14 или 15 (26 или 27) апреля 1858 г.

    210. Е. С. ПРОТОПОПОВОЙ

    14 или 15 (26 или 27) апреля 1858. Рим

    Рим. 1858 г. Апреля 27 (14).

    Бесстыдница!.. Всего одно письмо во все время моего долгого странствия - а я-то пишу, пишу к Вам, как дурак какой-нибудь. Что ж это - лень, или безобразие, или, наконец такого рода увлечение чем-либо, которое поглощает собою все человеческие чувства? Что бы то ни было, - вспомните, что есть хоть страшно испорченная, но все-таки не ординарная душа, которая в Вас верит и Вас любит и которой Бог знает сколь отрадна всякая Ваша строка. Или, наконец, это - кокетство дружбы?

    Ну-с, я в Риме - что, может быть, уже дошло до Вас. После моего последнего сумасшедшего письма к Вам1, Вы ждете вероятно, что я буду говорить с Вами вовсе не о Риме - и Вы ошибаетесь... Действительно, впечатление цельное, захватывающее всю душу, поглотило меня, - действительно, ради того, чтобы жить под влиянием этого впечатления, - пока догорит это бедное больное дитя, - я повернул всю мою жизнь и принял предложение графа Кушелева насчет его журнала - стало быть, покидаю столь жарко любимую мною Москву на столь ожесточенно ненавидимый мною Петербург - все это так (и все это абсолютно между нами: для всех других без исключений - поводы будут чисто литературные и коммерческие), - но все-таки в моей душе есть место для давящего, поглощающего, лихорадочно-тревожного, грандиозного и приводящего в отчаяние впечатления, называемого: "Рим"! Звучит ли для Вас это слово тем столь потрясающим, чем оно звучит мне? Пульс мой напряженно бился и сердце билось, когда я подъезжал вчера к Вечному Городу, - я нетерпеливо считал мили, я хотел бы выпрыгнуть из дилижанса и полететь птицей... И вот я в Риме. Я стоял под куполом Св. Петра - и я был истинно подавлен и величием всех тех старых, но вечно юных струй, которые скачут, как водометы, на всяком шагу в Риме - и красотою несказанною этого храма и отчаянием, что в десять дней моего пребывания в Риме я только понюхаю этой красоты и этого величия. Год, по крайней мере, надобно прожить в Риме, чтобы с ним освоиться. Год!.. А я в сентябре должен быть уже в Петербурге - работать и окунуться всей душой в ядовитые вопросы общественные и в тину грязи, называемой русской журналистикой.

    время, сколь я - право, друг мой, это не голос ханжества или гордого смирения - ни мало был достоин ее непосредственного участия в судьбе моей.

    Как ни много и как ни часто я писал к Вам, но все-таки Вам передавались только одни результаты умственных и нравственных процессов, со мною совершавшихся, или одни судороги переходов из одного процесса в другой. Когда мы увидимся и когда спокойно расскажу я Вам все эти долгие и болезненные процессы, Вы поймете, почему я окончательно убедился, что Тайная Сила не оставляет тех, которые хотя и ропщут и безумствуют - но веруют в нее и неотступно ей молятся.

    В мои руки, может быть, вручается судьбою человек мягкий, как воск, благородный и доверчивый, как дитя, богатый, как Кокорев, коли не больше. Может быть, говорю я, ибо сам же я своей гнусной раздражительностью, с одной стороны, и подлой бесхарактерностью, с другой (ибо характера у меня нет, как у всех артистических натур, а есть только воля, страстная, упрямая, самолюбивая), могу испортить дело. Помолитесь, мой добрый гений, чтобы Бог послал мне чистоту сердца, бескорыстное желание добра... А то ведь, что ж это за гадость такая... Человек может в два дни обделать другого человека, обаять его своей личностью -и сам же потом все изгадит нетерпеливостью, ленью, распущенностью. Не думайте, чтобы тут скрывался покаятельный псалом за мои отношения к Трубецким.

    Нет - тут я поступал, как человек должен поступать, - и если тут я ничего не сделал, так уж вина не моя. Вина сухо-эгоистической, мелкой, хотя даровитой и умной натуры того материала, который был мне дан в руки - вина этой проклятой Богом жизни, называемой как бы в насмешку высшим светом. Никакие усилия мои не истребили в кн(язе) Иване той губительной мысли, что они созданы из другого материала, чем мы грешные - как гоголевская Коробочка бесила Чичикова, так бесила и бесит меня эта, всюду мною поражаемая и отвсюду прыгающая мысль... А княжна Настасья - после всех своих чистых и благородных сочувствий свободе, правде, искусству - обвесилась на первого, правда, доброго, но ужас как пустого малого, и влюбилась в него по уши, равно как и он в нее. Таковые стремления их обоих увенчиваются законным браком - но увы! сей господин скоро проветрится. Бедная девушка, бедная жертва ужасной, богопротивной, богомерзкой среды жизни - отсутствия самостоятельности, - чудовища - матери, бараньей покорности расподлым условиям... Он недолго будет любить - а она, -добрая, покорная, способна любить долго, упорно. Потом, как следует всей породе Трубецких, она впадет в распутство.

    Вы, может быть, хотите знать о той, которая была для меня новым, светлым сном или новым откровением сердца2. Скажу Вам о ней только то, что поставленная судьбою в такую же ужасную среду, она так в ней задохнулась, что занемогла чахоткой... Моя любовь или доконает ее или вырвет из этой жизни. Я считаю тут себя совершенно вправе - иначе ей пожертвуют чудовищному расчету, т. е. она сама под влиянием ложно понятого чувства долга погубит свою душу... Да! понятого, говорю это, положа руку на сердце, с твердым убеждением христианина в том смысле, в каком мы с Максимом Афанасьевым понимаем значение браков и проч. Чувство долга - да ведь первый-то долг в отношении к Богу, т. е. в соблюдении чистоты души: поймите это вы все - прелестные, но крайне несамостоятельные творения - из чувства долга оскверняющие душу и тело в объятиях нелюбимых или мало любимых лиц!.. Сердце болит у меня за женщин, когда я подумаю, сколько их сквернят себя так из фалыпивейших представлений о долге... Недавно в разговоре с одной умной, глубоко страдавшей и до 45 лет прелестной женщиной3 разбирали мы этот страшный вопрос... Когда Вы будете женщиной, т. е. когда с Вами можно будет разбирать этот вопрос так же логически, неумолимо и нагло?..

    Вообще всякая истина - свободна. Все несвободное есть софизм или сознательно или бессознательно-подлый. Под всякою защитою несвободы усталое. Под всякою - будет ли это софистическая защита торговых тарифов и таможен, насчет которых разочаруется всякий, кто мало-мальски их вкусил, - будет ли это защита безобразных пожертвований чистотою души и тела, богохульно совершаемых во имя Христа и учения свободы, или защита политических или религиозных инквизиций... Нет! "Идеже Дух Господень - ту и свобода"4. - Верю в это глубоко и умру с этою верою...

    Бессонницы меня измучили, однако - попробую лечь спать.

    До свидания... Не забудьте в молитвах далекого, но глубоко преданного Вам друга - за ту страстную дружбу, которой не поглощают в нем никакие впечатления - да напишите же несколько строк, бессовестное творение! Если Вы напишете очень скоро по получении сего послания - пишите на Флоренцию: если через недельку-другую, то на Париж poste restante*.

    Moscou. Russie.

    Ее высокоблагородию Катерине Сергеевне Протопоповой.

    На Калужской улице, близ Калужских ворот,

    Печатается по подлиннику: ИРЛИ. Ф. Р I. Оп. 5. Ед. хр. 132. Л. 21-24, 24а об.

    Впервые опубликовано: С. 173-175 (п. IX). См. также Материалы. С. 232-235 (№ 87).

    На конверте почтовый штемпель г. Рима от 29 апреля 1858 г. В дате несоответствие: должно быть или 14 (26) или 15 (27) апреля. Г. часто допускал ошибки при переводе одного стиля на другой.

      ... последнего сумасшедшего письма к Вам... - Письмо от 19 марта 1858 г. (№ 196).

    ... о той, которая была для меня... новым откровением сердца. -

    ... с одной умной... прелестной женщиной... - Вероятно, имеется в виду В. А. Ольхина (см. примеч. 4 к письму М. П. Погодину от 26 августа - 7 октября 1859 г. - № 231).

    "Идеже Дух Господень - ту и свобода". - Ср. 2 Кор. 3. 17: "а идеже дух господень, ту свобода".

    (фр.).

    Раздел сайта: