• Приглашаем посетить наш сайт
    Огарев (ogarev.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Страхову Н. Н., 12 августа 1861 г.

    263. Н. Н. СТРАХОВУ

    12 августа 1861. Оренбург

    Авг. 12. Оренбург.

    Только что получил сейчас твое письмо1, мой милый, - и спешу отвечать. Только я нынче и все эти дни куда в каком не философском настроении духа - а в жёлчно практическом... Потому принимаюсь за литературу.

    Роман Полонского2 произвел на меня приятное впечатление - но только приятное, и это скверно. Во-первых - это не роман, а рассказ, повесть. Не укоряй меня в педантизме. Роман в стихах, чтобы быть романом, должен быть картиною целой эпохи, картиной типической. Ни в герое, ни в круге жизни "Свежего преданья" нет типического захвата. Жизнь той, т. е. нашей с Полонским, эпохи далеко не исчерпывал кружок зеленого "Наблюдателя", а жизнь Москвы - эту большую жизнь тоже далеко не исчерпывал салон баронессы3. Герой той эпохи - покрупнее Ключникова (т. е. Камкова)4. Герой той эпохи даже не Рудин, по крайней мере не двойственный (тур)геневский* Рудин. Герой той эпохи, герой вполне, т. е. тип наилучший -в лице Огарева. Камков весь сделанный, а у героя - Онегин ли он, Печорин ли в художестве, Огарев ли в жизни - всегда есть кряжевая натура. Это первое - да и главное. Мелок захват и оттого все вышло мелко - и Москва мелка, да и веяния могучей мысли эпохи хвачены мелко. Оно впрочем и понятно. Припомни Филаретов Катихизис (насчет того: не может произведение быть выше своего художника). В тоне - самая лучшая сторона - наивность и простодушие. Как только тон становится эпиграмматическим - не выгорает чего-то, а лиризму недостает пустяков - огня. Боже мой! отчего, читая появление княгини на балу, я припоминал небрежные (как всегда), но лиризмом дышащие стихи Огарева про ту, которая шла

    Как Норма, вся в одежде белой5.

    Отчего Москва так мелка? Просто оттого, я думаю, что Полонский никогда не знал Москвы, народной, сердцевинной Москвы - ибо передние или же, все равно, салоны разных бар - это не жизнь, а мираж, а он в них только' и жил.

    Le morale de la chose** вот какая: восхитительно написать "Кузнечика"6 еще не значит приобрести право на "Онегина"... Да! еще третье - рифму на и (союз) хорошо было употребить раз, но три или четыре раза - ведь это нимало не остроумно. Место о Тургеневе - просто непристойно, - кроме того уж, что фигура Тургенева -если б она попала в рапсодию о Камкове - убила бы эту несчастную фигуру, одну из тех, которые в "женских пансионах" учили и внушали "обожание", одну из тех фигур, которые добродушный в жизни и ужасно злой в эпиграммах Тургенев заклеймил стихом (эпиграмма на Кудрявцева)

    Педант, вареный на меду7.

    И откуда взял наш милый Кузнечик, что такие фигуры, как его Камков, могут попасть в острог? Разве из того в сущности комического факта, что Плещеев в острог попал?8 О Белинский, Белинский, - вспомнил я по прочтении романа Полонского стихи Кантемира, коими он заключил свою рецензию на его первые опыты, т. е. "Уме недозрелый" и проч9. В этом - увы! была и правда!

    Ты найдешь мой взгляд, может быть, слишком строгим - но ведь вспомни, что "Время" заявило об этом манкированном Кузнечике как о событии. Ты, может-быть, даже попрекнешь меня что я, когда-то так в отношении к Случев-скому10, так строг к человеку бесспорно талантливому?.. Увы! там — опять повторю - была оригинальная натура, характер, особенность, - а тут явилась жопа, или жепа, как некоторые произносят.

    Впрочем, и хорошо, коли мой молодой орленок11 не сделает ничего, ровно ничего. Это ведь лучше, чем сделаться Всеволодом Крестовским. То, что ты сообщаешь мне о сем юноше, меня не удивляет. Хандрю я, правда, вот целый вечер - да ведь я предсказывал ему, что если он пойдет так, то, пожалуй, даже и водевили для Александрынского театра станет писать. Среда такая - а натуры в нем нет и гордости нет. Старая блядь Милюков окончательно его допортил12. Если ж он женился, как мне писал Рюмин, - то погиб совсем... пиши пропало!..

    На вопрос о самостоятельности я пока (говорю тебе, что я не в философском настроении духа) отвечу тебе вот каким вопросом. В сфере науки, например, что мы предъявим на суде истории, как ты думаешь? Вероятно, не "Судьбы Италии" Кудрявцева, и не "Аббата Сугерия" Грановского - даже не философские статьи Каткова - а ведь: 1) объяснение Геродотовой Скифии и другие вещи Надеждина13; 2) громадную ученость и оригинальнейшие взгляды на мифы и историю Сенков-скогон; 3) уединенное мышление И. Киреевского; 4) религиозные брошюры и записки о всемирной истории 15 да 5) Погодинские письма к покойному Николаю в сфере политики16.

    Ну - а следствия из сего, равно как и из того, что ничего этого нигде нельзя теперь сказать (ведь нигде, не правда ли?) - выведи сам по отношению к важности вопроса. Вопрос этот - в настоящую минуту, как и прежде, - гонимая истина. Это не славянофильство - все, что я исчислил. Славянофильство еще может быть допущено к праву гражданства.

    Твою статью о Чернышевском, сведенном с Д. Писаревым*7, читал я два раза -и лично я ей крайне доволен, но вместе с тем убежден в том, что это им - к стене горох! Минута принадлежит им. Минута эта пройдет - но увы! и мы пройдем! А как хочешь - мудрено отрешиться от судеб своей личности, тяжело умереть, видя кругом себя

    трупы хладные ,
    Иль бессмысленных детей18.

    Материализм ты выводишь на свежую воду - да этим им теперь не повредишь.

    Взгляд мой на "Время" ты знаешь. Передай его, если сочтешь приличным.

    Предложение Ф. Достоевского - довольно странно. Я, слава Богу, еще не Ф. В. Булгарин, чтобы мое имя компрометировало журнал. С другой (приватной) стороны - если б я даже был известный шулер, как Н. Ф. Павлов, - то все-таки, как он же, подписывал бы свое имя. Ни то, что Павлов сидел в яме, ни то, что я сидел в долговом, к литературе не относится. Поэтому до получения от тебя ответа Достоевских: останавливаюсь посылать половину статьи о Толстом19.

    За сим тороплюсь кончить и жму твою руку. Поклон Шест(акову), Воск(обой-никову), Аверк(иеву), Щеглову20 (молодец, у(- -) горбача Леонтьева - да и как у(- -)!), Серову, если его увидишь.

    P. S. Что за смесь удивительной силы чувства и нелепостей роман Достоевского?21 Что за безобразие и фальшь - беседа с князем в ресторане (князь -это просто книжка), что за детство, т. е. детское сочинение - княжна Катя и Алеша, сколько резонерства в Наташе и какая глубина в создании Нелли. Вообще, что за мощь всего мечтательного и исключительного и что за незнание жизни!

    Примечания

    Печатается по подлиннику: Р. II. On. 1. Ед. хр. 88. Л. 7-10. Впервые опубликовано (с пропусками): Страхов /. С. 13-16 (III). См. также Материалы. Воспоминания I. С. 452—459.

    ... твое письмо... -

    Роман Полонского... - Роман в стихах Я. П. Полонского "Свежее преданье" начал печататься в июньской книжке "Времени" за 1861 г.

    ... Полонский придал героине романа некоторые черты графини Е. П. Ростопчиной (следует еще учесть, что в "политическом" стихотворении Ростопчиной "Насильный брак" (1845) о бароне и баронессе современники усматривали автобиографические намеки), но в целом он далеко отошел от прототипа: например, Ростопчина перенесла свой салон из Петербурга в Москву лишь в конце 1840-х годов, между тем как в романе "Свежее преданье" описывается московский салон 1830-1840-х годов.

    ... Ключникова (т. е. Камкова). - Т. е. Клюшников. В Камкове, герое "Свежего преданья", современники узнавали черты И. П. Клюшникова (Г. называет его: Ключников).

      Как Норма, вся в одежде белой. - Строка из поэмы Н. П. Огарева "Зимний путь" (1855).

    ... "Кузнечика"... - "Кузнечик-музыкант" (Русское слово. 1859. № 3).

    Педант, вареный на меду. - Эпиграмма на П. Н. Кудрявцева датируется 1852 г. (см. Тургенев И. С. "Мои литературные и нравственные скитальчества", во второй части (Время. 1862. N° 12; ц. р. 7 декабря 1861 г.).

    ... Плещеев в острог попал. - Г. неправ: при Николае I "в острог" попадали за такие "провинности", которые в других условиях отнюдь не влекли за собой заключение в тюрьму; ведь арестовывали цензоров за пропуск в печать достаточно невинных произведений; значительная часть петрашевцев (в том числе и Плещеев) тоже не совершала противоправных действий, а лишь обсуждала социальные проблемы, но поплатилась каторгой и ссылками; ничего комического в этом не было.

    9 ... "Уме недозрелый" и проч.... "Уме недозрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки!") Белинский процитировал в заключение рецензии на сборник "Стихотворения 1845 г. Я. П. Полонского". (В этой же рецензии Белинский писал также о "Стихотворениях Аполлона Григорьева" 1846 г.) См. Белинский В. П Собр. соч. в 9 тт., М., 1982. Т. 8. С. 499.

    10 ... так наивный в отношении к Случевскому... - Восторженное отношение Г. к стихам молодого поэта К. К. Случевского нашло отражение в статье "Беседы с Иваном Ивановии-чем о современной нашей словесности..." (Сын отечества. 1860. № 6, 7 марта. С. 166-168).

    11... - К. К. Случевский.

    12  ... Милюков окончательно его допортил. - Круг молодых сотрудников "Времени" и "Светоча", куда входил и более старший А. П. Милюков, отличался довольно распущенным бытовым поведением.

      ... объяснение Геродотовой Скифии и другие вещи Надеждина... - Имеется в виду обширный труд Н. И. Надеждина "Геродотова Скифия, объясненная через сличение с местностями" (Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1844. Т. 1. С. 3-114). В этой и ряде других статей Надеждин явился одним из основателей русской исторической географии.

    14  ... взгляды на мифы и историю Сенковского... - Отд. VI. С. 37^2); Г., видимо, привлекала "простонародная" трактовка Гомера: главное в Гомере, считал Сенковский, simplicitas, но не простота, "а простонародность (...) со всем своим наивным остроумием, со своей бойкой речью, с своими живописными выражениями из буднишной (так!) жизни, с своими оборотами в распашку" (с. 38). В истолковании древней истории, мифологии, литературы Сенковский, подобно славянофилам, был большим фантазером, предпочитавшим фактам нужные ему идеи.

    15  ... религиозные брошюры и записки о всемирной истории Хомякова... - Три брошюры А. С. Хомякова на религиозные темы, которые в России запрещала духовная цензура, прижизни Г. были опубликованы за границей (Париж, 1853; Лейпциг, 1855; Лейпциг, 1858; все - на фр. яз.); название последней брошюры см. в примеч. 5 к письму от 26 августа - 7 октября 1859 г., № 231. "Записки о всемирной истории" (название условное, данное издателем И. С. Аксаковым; в кругу Хомякова было принято шутливое название - "Семирамида") при жизни Хомякова и Г. не публиковались (впервые - 1873); Г., очевидно, читал сочинение в рукописи.

    16  ... Четырнадцать "Политических писем" Погодина написаны им в 1853-1856 гг. (впервые опубликованы в 1874 г.). См. примеч. 8 к письму М. П. Погодину, написанному около апреля 1857 г., № 167.

    17  ... статью о Чернышевском, сведенном с Д. Писаревым... - Имеется в виду статья Н. Н. Страхова "Еще о петербургской литературе" (Время. 1861. № 6. Отд. II. С. 137-154). Речь там идет о статьях Писарева "Схоластика XIX века" и Чернышевского "О причинах падения Рима".

      ... трупы хладные... детей. - Цитата из стихотворения К. Ф. Рылеева "Стансы" (1824).

    19  ... половину статьи о Толстом. - "Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Граф Л. Толстой и его сочинения. Статья первая" (Время. 1862. № 1; ц. р. 8 января 1862 г.).

    20  Поклон... Щеглову... - Статья Д. Ф. Щеглова, содержавшая довольно резкую критику ряда научных положений П. М. Леонтьева, появилась под заглавием "Экономические реформы Рима" (Время, № 5 и 6 за 1861 г.).

    21  - Окончание романа "Униженные и оскорбленные" было напечатано во "Времени" (№ 6 за 1861 г.).

    * В автографе часть слова - на оторванном крае листа. - Ред.

    ** Мораль этого дела (фр.).