264. Н. Н. СТРАХОВУ
21 августа 1861. Оренбург
Оренбург. 1861 г. Авг. 21.
Имеешь ли ты, мой милый философ, понятие о книге великого политика Алексея Разина: "Мир Божий"? - книге, между прочим, предназначенной для приготовительных классов военно-учебных заведений? Если нет - то советую познакомиться с этим чудовищем нравственно-умственного разврата и безмыслия. Да что там познакомиться! Нет! Ты встреться с этой милой книжкою в жизни, в деле, которым бы ты дорожил, как я дорожу теперь своим честным делом!.. Я - как ты, конечно, догадаешься - зову эту книгу чудовищем разврата не за то, что она вся пропитана дешевым материализмом - а за то, что она бессмысленна, что в ней страницы не найдешь понятной для ребенка, а если что в ней и понятно, так понятное-то пошло и ни ребенка, ни даже собаку интересовать не может. Единственно понятное, что я рывшись, рывшись, мог найти в ней, это 144 страница, гласящая о том, что человек не может быть зимой без шубы и должен убивать овец и т. п. Не говорю уже о том, что в "Мир Божий" попало искусство убивать себе подобных (артиллерия и фортификация). Экая дубина - ети его мать - дубина нагло-развратная! Эта книжка - крайний предел реализма последних 15 лет, погубившего гуманное и классическое образование - даже в гимназиях. Нет, друг! с реалистами пожалеешь даже о семинарской схоластике.
Из сего можешь ты усмотреть, что я уже снова донкихотствую - с азартом и упоением. Книжку Разина я выгнал и заменил ее историческим чтением. Верхним классам читаю вместо уроков лекции, в средние ввел славянскую грамматику. Начальство ходит почти на каждую мою лекцию - и так как оно, т. е. начальство, инспектор и директор - люди добрые и честные, то пока мне wohlbehaglich*, как рыбе в воде... И, вечный Дон Кихот, я готов уже видеть перст Незримого в моем Пат-мосе. Перст-то и есть - без сомнения - но ведь уж я себе целый мир создаю, мир, в котором я плаваю вроде пророка гуманизма и борца за него. Вот потому-то я и Ла-манчский герой. Но - как фанатизм убеждения и природное красноречие импровизатора - всегда заразительны - то слушателей моих я уже увлек и начинаю настраивать. Что эта роль - одно из моих жизненных призваний - в этом я и прежде мог раз несколько убеждаться... А что из этого будет... fiat voluntas Tua**.
Не знаю, поймешь ли ты всю мою глубокую, хоть, может быть, устарелую ненависть к реализму? Ты моложе меня - стало быть, можешь спокойней видеть результаты. Однако вот ты ведь не перевариваешь Бенеке (как это кстати меня порадовало!). Ради Бога - взгляни на книгу Стеньки Разина и честно (Gen und bete*** -помнишь?1) скажи мне, прав ли я в моем яростном омерзении?
Из моих сотоварищей серьезный человек, кажется, один поп. Ближайший мой товарищ Лебедев - дельный и отличнейший учитель языка и словесности, но птенец школы Иринарха Введенского. Рационализм и нелюбовь к преданию - качества, которые до цинизма расцвели в нашем приятеле, в старой бляди Милюкове.
"Время" я еще не получаю и побираюсь у других. Последняя книжка с твоей статьею о Писемском2 до нас еще не достигла. Видел только оглавление - что там наворотил П. А. Кусков?..3 Господи! Уж не ответ ли "Русскому вестнику"?.. Да наймите вы ему, господа,
Ну, за сим - до свидания. Я пишу к тебе, когда у меня что-нибудь в голове кипит и возится.
Твой Аполлон.
Примечания
Печатается по подлиннику: Р. II. Оп. 1. № 88. Л. 11-13.
Впервые опубликовано (с пропусками): Страхов I. С. 17-18 (IV). См. также С. 274-275 (№ 114). Впервые полностью: Воспоминания I. С. 461—463.
1 Страхов пояснил, что с этими словами Г. настойчиво приставал к нему однажды, требуя молитвы и получения Божьего указания относительно некоего сложного жизненного выбора (Воспоминания I. С. 494).
2 ... Время. 1861. № 7; ц. р. 3 июля. Вышло 30 июля. В нем (отд. II) - анонимная статья Страхова "Несколько слов о г. Писемском по поводу его сочинений. Т. I, СПб. 1861".
3 ... что там наворотил П. А. Кусков?.. - В № 7 "Времени" за 1861 г. помещено «Письмо П. А. Кускова к "Русскому Вестнику"».
(нем.).
** да будет воля Твоя
*** иди и молись