• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Гоголю Н. В., 17 ноября 1848 г.

    35. Н. В. ГОГОЛЮ

    17 ноября 1848. Москва

    II

    Вас упрекали в особенности за предисловие - в самом деле, в литературе, потерявшей всякое важное значение, подобный религиозный акт должен был привести в изумление: стараясь придать ему смешной и даже подлый характер, хотели только отстранить от себя тяжкий и ненавистный вопрос. Вопрос этот вот какой: "обязан ли я, и в какой степени обязан, ответственностью за все действия человек вообще и человек духа в особенности?" Как нарочно, вместе почти с Вашей книгою, явилась другая книга, наделавшая чрезвычайно много шуму... по крайней мере, в своем приходе, книга действительно блестящая, остроумная, резко-парадоксальная, profession de foi* в известном отношении; я говорю о "Кто виноват!"1 В ней -романист высказал в образах или, лучше сказать, в призраках то же, что еще прежде высказывал в парадоксах мыслитель, ту основную мысль, что виноваты не мы, а та ложь, сетями которой опутаны мы с самого детства. Сколько ума, расточенного на отрицание высшего двигателя человеческой деятельности, свободы и сопряженной с нею ответственности, - сколько меткой злости, потраченной на то, что злости не стоит, сколько грусти, но не любовной, а эгоистической грусти - грусти не за святыню человеческого духа, а скорее за мелочное самолюбие! Но эта книга -важный факт; крайняя исповедь убеждений. Из нее следует, 1) что человек, глубоко чувствующий и горящий жаждою деятельности, должен обречь себя на бездействие, что следственно честный человек - синоним с бесплодным человеком; 2) что женщина - единственная задача жизни для мужчины и наоборот, а что вне этой задачи для того и другой - остается только умирать в безмолвном и гордом спгра-даньи, как выразился поэт этого направления2 - 3) что никто и ни в чем не виноват, что все условлено предшествующими данными и что эти данные опутывают человека, так что ему нет из них выхода, ибо "привычка есть цепь на человеческих ногах". Одним словом, человек - раб и из рабства ему исхода нет. Это стремится доказывать вся современная литература, - это явно и ясно высказано в "Кто виноват"... и строго-искренний тон и содержание Вашего предисловия. - Помнится, предисловие к 2-му изданию "Мертвых душ" произвело такое же изумление. И действительно, как же не изумиться? Художник придает общественную важность своему делу, чуть что не приглашает всех и каждого к совету, соучастию в своем деле?., да как же это? да что же это? - спрашивала русская литература с наивным изумлением, не подозревая, бедная, что в этом самом изумлении сказывается какое-то циническое презрение к самой себе, какое-то отрицание в самой себе всякого важного, общественного значения. В отношении к себе она, может быть, права, да не в праве была она считать своим главою и представителем поэта, который еще прежде - в своих сценах "разъезда после представления"3 - прямо объявил, как он смотрит на свой подвиг, как он дорожит тем, чтобы семена, им брошенные, приносили плод в народе. Но ей, этой литературе - евнуху или, что хуже еще, развратнице - что за дело до плода? Для одних, как для Булг(арина) и прочих, литература - дойная корова или развратный дом, для других - мечтательное самообольщение или умственная она-ния. С одной стороны, утрачена вера в поэта как в пророка, как в провозвестника правды, с другой стороны, принято, что если и явится пророк, то он непременно должен явиться с словом ненависти и вражды. Ясно, почему смешным хотели сделать Ваше откровенное признание. Давно уже сказано:

    Es liebt die Welt das Strahlende zu schwarzen
    4,

    как давно уже сказаны все правды - но в том-то и беда, что за невозможностью и бессилием враждовать с неправдой - остроумным показалось ратовать против правды.

    Еще вопрос: имели ли Вы, как человек, право обнажать перед другими людьми внутреннейшие и сокровеннейшие тайны Вашей души?.. В этом вопросе опять высказывается циническое пренебрежение современного человека к высшему значению своей личной жизни? Замечательно, что подобное неуважение к высшей задаче личного бытия многие вывели из Ваших же, только ложно понятых, данных. Как великий мастер - Вы глубоко проникли натуру всякой мелкой твари или всякого гнусного отпадения человека от образа Божия - и Вы первый обратили внимание всех на незаметные существования Акакиев Акакьевичей, но во 1-х) Вы знали, где остановиться в этом безграничном анализе личности - 2) Вы указали на опасность рабского воспроизведения действительности в Вашем фантастически понятном "Портрете". Читали ли вы "Двойник" даровитого Достоевского - вот Вам осуществление в действительности фантастической основы "Портрета". Тяжело становится на душе от этого произведения, но не так возвышенно тяжело, как от "Шинели": нет, вы, вчитываясь в это чудовищное создание, уничтожаетесь, мелеете, сливаетесь с его безмерно ничтожным героем - и гнусно становится вам быть человеком, и вы убеждаетесь, как будто, что человек только таков и может быть. Какая же тут вина, ответственность, какой суд над собою. Жил червем, умер червем - и дело конечно: une foi mort, on est bien mort ***. А Вы осмелились говорить: "Замирает от ужаса душа при одном только предслышании загробного величия и тех высших творений Бога, перед которыми пыль все величие Его творений, здесь нами зримых и нас изумляющих. Стонет весь умирающий состав мой, чуя исполинские возрастания и плоды, которых семена мы сеяли в жизни, не прозревая и не слыша, какие страшилища от них подымутся"...5 Еще бы старый Сведенборг встал и начал с простотою рассказывать о чудесах царствия Божия - господину Голядки-ну-старшему!..6

    Ноября 17. 1848 года.

    У Спиридония (что на Козихе), в Спиридоньевском переулке, в доме вдовы священника Воздвиженской7.

    Примечания

    Печатается по авторской копии: РГБ.

    "Переписки с друзьями" // Русский архив. 1907. № 10. С. 283-285. См. также Материалы. С. 113-116 (№ 12).

    1 ... я говорю о "Кто виноват?" - Г. в то время полагал, что А. И. Герцен в романе "Кто виноват?" (1847), да и вообще представители "натуральной школы" утверждают фатальную зависимость от среды и поэтому как бы снимают с человека ответственность за его поступки.

    2 Из первой строки второго катрена стихотворения Лермонтова "Они любили друг друга так долго и нежно" (1841) - вольного перевода стихотворения Г. Гейне "Sie liebten sich beide, doch keiner" (1827).

    3 ... в своих сценах "разъезда после представления"... - Так Г. называет трактат Гоголя "Театральный разъезд после представления новой комедии" (1842).

    4 Es liebt die Welt... in den Staub zu ziehn... "Орлеанская дева" (Das Madchen von Orleans. 1800-1805).

    5 ..."Замирает от ужаса душа... от них подымутся"... - Цитата из книги "Выбранные места из переписки с друзьями" ("I. Завещание" - Гоголь Н. В. Поли. собр. соч., т. 8. С. 221).

    6 - Яков Петрович Голядкин-старший - герой повести Ф. М. Достоевского "Двойник" (1846).

    7 ... в доме вдовы священника Воздвиженской. - Современный адрес: Спиридоньевский пер., д. 11; не сохранился (указано С. К. Романюком).

    * исповедание веры

    ** Мир любит лучистое чернить
    И возвышенное истаскать в пыли

    *** раз умер, значит навсегда

    Раздел сайта: