• Приглашаем посетить наш сайт
    Гончаров (goncharov.lit-info.ru)
  • Григорьев А. А. - Погодину М. П., ноябрь 1843 г. - февраль 1844 г.

    6. М. П. ПОГОДИНУ

    Ноябрь 1843 - февраль 1844. Москва

    Честь имею доставить Вам второй акт моей драмы или, другими словами, сделать на Вас нападение, чему виною, впрочем, Ваша снисходительность... Хотелось бы мне знать, пропустит ли цензура ее завязку на масонстве? Впрочем, масонство здесь чистый факт, субстрат высших нравственных убеждений, которые сами судят Ставунина, заставляя его сказать:

    В монахи
    Я не гожусь - мне будет так же душно
    В монастыре...1

    Не браните, ради Бога, за его личность - не на каждом ли шагу она встречается, более или менее, конечно... Это сознание о необходимости смерти, как единственной разумной развязки, тяготеет над многими, над иными как момент переходный, над другими как нечто постоянно вопиющее... и мне кажется, что это - момент высший в отношении к моменту апатии и Божественной иронии гегелистов, как самосуд, автономия выше рабства; рабство - тоже самосуд, но только исподтишка, при случае; рабство носит само в себе ложь на себя - самосуд сознает ложь себе признанием неумолимого Божественного Правосудия... Ему не достает только Слова Сознания...

    Эти две лжи - рабство и самосуд - отражаются, как мне кажется, во всей истории философии вне Христа: 1) рабство, пантеизм - в лице известных представителей - 2) самосуд - в гностиках, в Бёме, даже в Лютере. Те и другие - лгут, одни отвергая Бога, другие - отвергая мир...

    С такого момента глубокого аскетизма, аскетизма Сатаны, с знания без любви начинается процесс в душе моего героя. Слово Любви, Слово Ответа - для него в одном прошедшем; без него - он мертв. "Бывалый трепет"2

    Пока довольно: остальное философское развитие мысли позвольте пересказывать постепенно.

    Глубоко преданный Вам

    А. Трисмегистов.

    Проклятый авторский эгоизм, неотгонимый даже мистицизмом, ждет Вашего суда, как ворон крови.

    Печатается по подлиннику: РГБ. Ф. Пог. Д1, 9, 36. Л. 30-31. Впервые опубликовано: Вестник МГУ, Филол. 1971. № 2. С. 70.

    Датируется предположительно, по непосредственной связи с предыдущим письмом, где также сообщалось о работе над драмой (см. примеч. 3 к письму № 5).

    1 По-видимому, стихи из ранней редакции драмы Г. "Два эгоизма". В известных редакциях пьесы нет ни "завязки на масонстве", ни цитированных здесь строк.

    2 "Бывалый трепет"... - Возможно, неточная цитата из "Героя нашего времени" ("Княжна Мери") Лермонтова: в момент неожиданной встречи с Верой Печорин, глубоко взволнованный, почувствовал, как "давно забытый трепет пробежал по его жилам"

    Раздел сайта: