• Приглашаем посетить наш сайт
    Ходасевич (hodasevich.lit-info.ru)
  • Автору "Лидии" и "Маркизы Луиджи"

    Автору «Лидии» и «Маркизы Луиджи»

    Кто бы ни был ты, иль кто бы ни была,
    Привет тебе, мечтатель вдохновенный,
    Хотя привет безвестный и смиренный
    Не обовьет венцом тебе чела.
    Вперед, вперед без страха и сомнений;
    Темна стезя, но твой вожатый — гений!
     
    Ты не пошел избитою тропой.
    Не прослужил ты прихоти печальной
    Толпы пустой и мелочной,
    Новейшей школы натуральной,
    До пресыщенья не ласкал
    Голядкина любезный идеал.
     
    Но прожил ты, иль прожила ты много,
    И много бездн душа твоя прошла,
    И смутная живет в тебе тревога;
    Величие добра и обаянье зла
    Равно изведаны душой твоей широкой.
    И образ Лидии, мятежной и высокой,
    Не из себя самой она взяла?
     
    Есть души предизбранные судьбою:
    В добре и зле пределов нет для них;
    Отмечен помысл каждый их
    И им покоя нет, пока не изольют
    Они иль в образы, иль в звуки
    Свои таинственные муки.
    Но их не многие поймут.
    Толпе не ясны их желанья,
    Тоска их — слишком тяжела,
    И слишком смутны ожиданья.
     
    Пусть так! Кто б ни был ты, иль кто б ты ни была,
    Вперед, вперед, хоть по пути сомнений,
    Кто б ни был твой вожатый, дух ли зла,

    Декабрь 1848

    Примечания

    Впервые: Москв.  1. С. 19–20; без подписи. Автором повестей «Лидия, рассказ из жизни музыкального учителя» (Москв. 1848. № 4–6; псевдоним: Е. И. Кубе) и «Маркиза Луиджи» (Там же, 1848, № 12; подпись: Е. И. К.) была Елена Ивановна Вельтман (1816–1868), вторая жена А. Ф. Вельтмана.

    Новейшей школы натуральной <…>  — Полемический выпад против повести «Двойник», также опубликованной в 1848 г. В письме Гоголю от 17 ноября 1848 г., интересуясь его мнением о «Двойнике» «даровитого Достоевского», Г. так излагал свое впечатление о повести: «Вы, вчитываясь в это чудовищное создание, уничтожаетесь, мелеете, сливаетесь с его безмерно-ничтожным героем, и грустно становится вам быть человеком…» С. 115).