• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Послание к друзьям моим А. О., Е. Э. и Т. Ф.

    Послание к друзьям моим А. О., Е. Э. и Т. Ф.

    В давно прошедшие века, «во время оно»
    Спасенье (traditur[1]) сходило от Сиона…
    И сам я молод был и верил в благодать,
    Но наконец устал и веровать, и ждать,
    И если жду теперь от господа спасенья,
    Так разве в виде лишь огромного именья,
    И то, чтоб мог иметь и право я, и власть
    Хандрить и пьянствовать, избрать благую часть.
    Теперь, друзья мои, и рад бы я, конечно,
    Хандрить и пьянствовать, пожалуй, даже вечно,
    Да бедность не велит… Как века сын прямой,
    С самолюбивою родился я душой.
    Мне в высшей степени бывает неприятно,
    Когда меня хандра случайно посетит,
    Услышать про себя: «Хандрит? Ну да! Хандрит!»
    Он «домотался», вероятно.
    Известно, отчего хандрит наш брат бедняк,
    Известно, пьяным всем нам по колено море.
    Но я б хотел хандрить не так,
    Хандрить прилично, благородно,
    И равнодушно, и свободно…
    Хандрить и пьянствовать! Ужель
    Одну ты видишь в жизни цель,
    Мне возразишь печально, строго
    Ты ci-devant[2] социалист
    И беспощадный атеист,
    А ныне весь ушедший в бога,
    Ф<илиппов> мой, кого на памяти моей
    Во Ржеве развратил премудрый поп Матвей.
    Я даже от тебя, души моей кумир,
    Полу <нрзб> полу-Шекспир,
    Распутства с гением слепое сочетанье.
    Что мне по Бенеке опровергать начнет
    Евгений Э<дельсон> печальное ученье
    И сам для вящего напьется наставленья…

    Начало 1850-х годов

    Впервые: Русская мысль. 1914. № 12. С. 146; публикация В. Н. Княжнина. — Обращено к Александру Николаевичу Островскому (1823–1886), Евгению Николаевичу Эдельсону (1824–1868) и Тертию Ивановичу Филиппову (1825–1899) — членам «молодой редакции» «Москвитянина». Сион — гора близ Иерусалима; обитель Бога.

    Ты ci-devant социалист <…> А ныне весь ушедший в бога. — Имеется в виду идейная эволюция Филиппова, в результате которой бывший поклонник Герцена (см. его письмо Эдельсону от 12 апреля 1847 г. — Учен. зап. Куйбышевского гос. педагогич. ин-та. 1942. Вып. 6. С. 191–192) ушел в «официальное православие», по позднейшему выражению Г. (в письме Эдельсону от 13 ноября 1857 г. — Изд. 1917.

    Премудрый поп Матвей — Константиновский Матвей Александрович (1792–1857), московский священник, знаменитый своими наставлениями и проповедями.

    …Души моей кумир <…> Распутства с гением слепое сочетанье. — Имеется в виду Островский.

    Фридрих Эдуард (1798–1854) — немецкий философ и психолог, решительный противник «умозрительной» философии (в т. ч. гегельянства). См. об этом стихотворении: Изд. 1959. С. 541–542.

    [1] как передают

    [2] в недавнем прошлом (фр.).

    Раздел сайта: