• Приглашаем посетить наш сайт
    Чулков (chulkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "KRAFT"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    2. Несколько слов о законах и терминах органической критики
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    3. Нигилизм в искусстве (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 3. Размер: 93кб.
    Часть текста: должна вполне совершить свой органический же процесс, ну, хоть для того, чтобы выяснилось ее уродство в кругу других организмов и чтоб она была признана за органического урода. Взгляд мой на мысль, родящуюся голо-логически, гуляющую на полной логической свободе, равнодушно решающую ad libitum 1 , т. е. pro или contra, вопрос вроде: an non spiritus existant? 2 - как это потребуется обстоятельствами, или даже просто личным капризом ее производителей (родителями их назвать никак невозможно), - взгляд мой на такую всегда собою владеющую и дешево достающуюся мысль тебе достаточно известен, равно как известна тебе моя глубочайшая вражда ко всему тому, что под конец вырастает из подобного голо-логического процесса, т. е. к теории с ее узостью жизненного захвата и с ее деспотизмом, готовым идти до террора, с ее каким-то анатомическим равнодушием при резке всякого живого мяса (все это я говорю, конечно, чисто в литературном отношении), с ее прокрустовыми ложами, ради которых растягивается или урезывается все, что не по их мере, с ее, наконец, умилительным самодовольством, услаждающимся пятью...
    2. Несколько слов о законах и терминах органической критики
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: органической. Законов ее я не излагал, да и не мог излагать -- по той простой причине, что в означенной статье выполнял только отрицательную задачу -- и, не виноватый в логических последствиях ее развития, выставил требование, как простое требование, не обязываясь сообщить непременно этому требованию плоть и кровь, определенные и законченные формы. В известные эпохи -- к которым в особенности принадлежит наша -- выполнение отрицательных задач чрезвычайно легко, выполнение положительных очень трудно... Всякое требование, всякая, говоря философским языком, потенция или возможность, возникающая по завершении чисто отрицательной работы, как логический, неотразимый вывод, -- сначала является только в виде смутного очерка, который наполнить содержанием предоставляется времени. Из того, что умерла для нас критика чисто эстетическая, т. е. взгляд на искусство как на нечто от жизни отрешенное, как на особую, резко отграниченную область, -- равно как из того, что несостоятельною оказалась и критика односторонне-историческая, т. е. взгляд на искусство как на нечто жизни подчиненное, дагерротиппо-бессмысленно отражающее жизнь во всем ее случайном и неслучайном, -- логически вытекало требование иного рода критики. Логически же обозначилось и общее значение этой критики; взгляд на искусство как на синтетическое, цельное, непосредственное, пожалуй, интуитивное разумение жизни в отличие от знания, т. е. разумения аналитического, ...
    3. Нигилизм в искусстве (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: нисколько умалить ни заслугъ, ни достоинствъ науки, но то, до чего она доходитъ почастно , -- искуство часто отгадываетъ сразу полно. Въ искустве первомъ раздается всегда слово эпохи или слово известной минуты эпохи. Мы беремъ въ настоящемъ случае слово не въ какомъ-либо переносномъ, темъ менее таинственномъ, а въ самомъ обыденномъ смысле, пожалуй какъ названiе известной категорiи явленiй. Каковъ напримеръ нинаесть последнiй романъ Тургенева, а формула: " нигилизмъ ", " нигилисты " только съ его появленiя перешла въ общее достоянiе. Мы не говоримъ, чтобы Тургеневъ формулу эту выдумалъ; но онъ пустилъ ее въ ходъ. Съ его легкой руки пошли толки о нигилизме и нигилистахъ въ жизни, въ науке, и даже не очень давно одинъ критикъ заговорилъ о нигилизме въ искустве, указалъ даже на существующiя уже будтобы явленiя нигилизма въ этой сфере, даже на поэтовъ нигилизма. Справедливо ли указалъ онъ, -- другой вопросъ, но во всякомъ случае онъ почуялъ что-то носящееся уже въ воздухе, хоть можетъ-быть еще неспустившееся на землю. Но прежде чемъ разсуждать, спустилось ли на землю это странное что-то, носящееся въ воздухе, надобно определить точнее, чтó такое можетъ быть связано съ понятiемъ о "нигилизме" въ искустве. Мы не намерены путаться въ отвлеченностяхъ. Возьмемъ исходною точкою тотъ самый образъ, въ которомъ художникъ воплотилъ идею нигилизма вообще. Удачно ли, нетъ ли въ художественномъ отношенiи, -- мы здесь не станемъ решать. Явно, что практически удачно, потомучто многiе страшно озлобились на это изображенiе какъ на клевету, многiе же пытались, хотя явно искуственно, возрадоваться ему какъ идеалу. Клевета на что? Радость чему? Явно, что есть "что-то", чего изображенiемъ можно раздражаться...