• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "STURM"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 7. Запоздалые струи
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    2. Западничество в русской литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    3. После "Грозы" Островского
    Входимость: 1. Размер: 95кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 7. Запоздалые струи
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    Часть текста: влиять, воспитывать... Они, пожалуй, принадлежали уже к РОДУ тех впечатлений, в силе которых на душу неохотно сознаются молодые, свежие поколения, но тем не менее они отяготели на них неизбежным наследством, засели в них целым органическим, неотделимым от души миром. То был, как я уже сказал, мир старых - и, разумеется, переводных романов, через посредство которых в новые волны жизни вливались многоразличные, более или менее запоздалые струи былого времени. Моя детская комната была подле спальни отца и матери, и кроватка стояла у самых дверей, так что и старинно-патетическое чтение отца, и сентиментально-дьячковское и монотонное чтение Сергея Иваныча - были мне слышны до слова в продолжение ночи, кроме того уже, что никто не препятствовал мне слушать, прижавшись где-нибудь в уголку, чтение вечером, начинавшееся обычно после пяти часов, т. е. по окончании вечернего чая в моей комнате, служившей вместе и чайною. Разве только отец иногда заметит, да и то больше "для проформы" (как он выражался насчет разных официальностей), "ты бы шел лучше в залу с Маришкой играть", а Маришка, т. е. Марина, была девочка моих лет, нарочито для удовольствия барчонка привезенная из Владимирской деревни; но о непременном выполнении своего замечания отец нисколько не заботился, сам слишком увлекаясь интересом читаемого, да разве, если уж что-либо слишком страшное или слишком скандальное очень явно предвиделось в дальнейшем ходе читаемого, то высылал меня вон с авторитетом родительской власти. Да и на то были средства. Коли только вечер был не летний, т. е. коли я, volens-nolens, {волей-неволей (лат.).} не должен...
    2. Западничество в русской литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    Часть текста: не какъ Deus ex machina. Зерно такого резкаго созерцанiя лежало уже давно въ сознанiи высшихъ нашихъ представителей, вырывалось по временамъ у величайшаго изъ нихъ Пушкина, то ироническимъ примиренiемъ съ действительностью, какъ въ известной строфе уничтоженной главы Онегина, то стихотворенiемъ, которое самъ онъ назвалъ "Капризомъ." Румяный критикъ мой, насмешникъ толстопузый, Готовый векъ трунить надъ нашей сонной музой, Поди-ка ты сюда, присядь ко ты со мной, и т. д., стихотворенiемъ, въ которомъ между прочим, не смотря на его шутливый тонъ, именно какъ въ зерне заключаются многiя последующiя отношенiя литературы нашей къ действительности, и лермонтовское созерцанiе, выразившееся такъ энергически-горько: Люблю я родину, но странною любовью, He победитъ ее разсудокъ мой... и повести сороковыхъ годовъ съ ихъ постоянно и намеренно-злобнымъ изобретенiемъ грязной и грубой обстановки, въ которой осуждены задыхаться лучшiя натуры и огаревскiе вопли Да! въ нашей грустной стороне, Скажите, чтожъ и делать боле, Какъ не хозяйничать жене А мужу съ псами ездить въ поле; и мрачное, безотрадное созерцанiе великаго аналитика "пошлости пошлаго человека" и унылый, туманно-серенькiй, ненастный колоритъ, наброшенный ...
    3. После "Грозы" Островского
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    Часть текста: нет, кроме поэзии народной жизни,-- смело, широко и вольно захваченной художником в одном из ее существеннейших моментов, не допускающих не только обличения, но даже критики и анализа: так этот момент схвачен и передан поэтически, непосредственно. Вы не были еще на представлении, но вы знаете этот великолепный по своей смелой поэзии момент -- эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, "забавными", тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! И это-то именно было всего сильнее почувствовано в произведении массою, и притом массою в Петербурге, диви бы в Москве,-- массою сложною, разнородною,-- почувствовано при всей неизбежной (хотя значительно меньшей против обыкновения) фальши, при всей пугающей резкости александрийского выполнения. Для меня лично, человека в народ верующего и...