• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1820"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Человек будущего
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    2. Мои литературные и нравственные скитальчества. Вступление
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    3. Литературно-критическая деятельность Аполлона Григорьева (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    4. Листки из рукописи скитающегося софиста
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    5. Краткая летопись жизни Ап. Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    6. Добролюбов Н. А.: О допотопном значении Лажечникова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    7. Два эгоизма. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    8. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 27 января 1845 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    9. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 8. Вальтер Скотт и новые струи
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    10. Ильин Николай: заклинатель стихий. 8. Философия как культура понимания. Душа и ее идеал
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    11. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава I. Детство. Годы студенчества
    Входимость: 1. Размер: 62кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Человек будущего
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    Часть текста: он шел, казалось повинуясь какой-то внешней силе, сгорбясь, как бы под тяжестью, медленно, как поденщик, который идет на работу. Он был страшно худ и бледен, и его впалые черные глаза, которые одни почти видны были из-под шапки, только сверкали, а не глядели. Изредка, впрочем, останавливался он перед окнами магазинов, в которых выставлены были эстампы, и стоял тогда на одном месте долго, как человек, которому торопиться вовсе некуда, которому все равно, стоять или идти. Но и глядя на эстампы, он, казалось, не глядел на них, потому что на лице его не отражалось ни малейшей степени участия или интереса. Во время одной из таких остановок двери магазина, перед окнами которого он стоял, отворились, и из них выпорхнула женщина, которое появление заставило бы всякого, кроме его, выйти из апатии. Черты лица ее были так тонки, цвет кожи так прозрачен, походка так воздушно-легка, что она могла бы показаться скорее светлою тенью, тончайшим паром, чем существом из плоти и костей, если бы яркие, необыкновенно яркие голубые глаза не глядели так быстро и живо, что в состоянии были бы, взглянувши на человека, заставить его потупиться. Она была одета легко и даже слишком легко, потому что все, что было на ней мехового, могло ее украшать, но уже вовсе не греть. Лицо ее было...
    2. Мои литературные и нравственные скитальчества. Вступление
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: воспоминания". Хоть и опасно вообще слушаться приятелей, потому что приятели нередко увлекаются, но на этот раз я изменяю правилам казенного благоразумия. Я же, впрочем, и вообще-то, правду сказать, мало его слушался в жизни. Мне сорок лет, и из этих сорока по крайней мере тридцать живу я под влиянием литературы. Говорю "по крайней мере", потому что жить, т. е. мечтать и думать, начал я очень рано; а с тех пор, как только я начал мечтать и думать, я мечтал и думал под теми или другими впечатлениями литературными. Меня, как вы знаете, нередко упрекали, и пожалуй основательно, за употребление различных странных терминов, {2} вносимых мной в литературную критику. Между прочим, например, за слово "веяние", которое нередко употребляю я вместо обычного слова "влияние". С терминами этими связывали нечто мистическое, хотя было бы справедливее объяснять их пантеистически. {3} Столько эпох литературных пронеслось и надо мною и передо мною, пронеслось даже во мне самом, оставляя известные пласты или, лучше, следы на моей душе, что каждая из них глядит на меня из-за дали прошедшего отдельным органическим целым, имеет для меня свой особенный цвет и свой особенный запах. Ihr naht euch wieder, schwankende Gestalten, {*} {4} {* Вы снова здесь, изменчивые тени (нем.; пер. В. Пастернака).} взываю я к ним порою, и слышу и чую их веяние... Вот она, эпоха сереньких, тоненьких книжек "Телеграфа" и "Телескопа", с жадностью читаемых, дотла дочитываемых молодежью тридцатых годов, окружавшей мое детство, - эпоха, когда журчали еще, носясь в...
    3. Литературно-критическая деятельность Аполлона Григорьева (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: деятельность Аполлона Григорьева Аполлон Александрович Григорьев (1820–1864) являлся одним из главных критиков журнала «Москвитянин». Григорьев о Гоголе и Островском В своих работах по литературе Григорьев предпринимал попытки объединить представление об её исторической обусловленности, беспристрастном воспроизведении действительности с необходимостью отображать в ней непреходящие идеалы нравственности. В трудах «Русская литература в 1851 году» (1852) и «Русская изящная литература в 1852 году» (1853) он противопоставляет Гоголю творчество Островского, в работах которого происходило объединение указанных идеалов. Оценивая творчество Гоголя, Григорьев приходит к утверждению, что изображённые автором идеалы искусственны и прилагаются к реальной жизни лишь в силу субъективного желания писателя. С другой стороны, драматургия Островского подчинена истинному идеалу, а потому более прогрессивна в социально-этическом отношении. Вместе с тем, работы Гоголя Григорьев оценивал выше, чем труды представителей «натуральной школы», которая лишь копирует частности жизни и не способна отличить случайные явления от «необходимых». Работы Островского критик считал наиболее удовлетворяющими запросы...
    4. Листки из рукописи скитающегося софиста
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    Часть текста: часов и уж конечно не с тем намерением, чтобы прямо явиться туда: избави боже! Взял извозчика и отправился в Знаменский переулок. {1} . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . "Руки ваши горячи - а сердце холодно". Да! может быть, это и правда: молод и стар в одно и то же время, моею теперешнею жизнию я догоняю только жизнь духа, которая ушла уже далеко, далеко. Все что я ни чувствую - я уже все это перечувствовал давно жизнью снов, жизнью воображения. Все это я знаю наизусть - и вот что скучно. Измученный лихорадочною жизнию снов, я приношу в жизнь действительную одно утомление и скуку. В половине девятого я был там. Первый вопрос Нины: {2} "Вы одни?"... Меня обдало холодом, страшным холодом. Я солгал, разумеется, сказавши, что заезжал к Кав <елин>у и что он нынче быть никак не может; я не сделал этого - но отчего? Неужели от мелкой ревности? а ведь почти так, если не хуже. Ее вопрос сделал меня глупым на целый вечер... Если я ошибся? если я для нее то же, что Кав <ели>н? Если это страдание, эта болезнь внутренняя, которая грызет ее, - не мое создание?.. Но тогда к чему же все наши странные разговоры, в которых недоставало только ясно сказанного слова признания? Faut-il que je sois dupe?.. {Суждено ли мне быть обманутым? (франц.).} Наехало много народу, - весь почти этот круг, которому я так страшно чужд, в котором так возмутительно ложно мое положение. Что общего между ними и мною? Все общее основано на обмане, на ожидании от меня чего-то в их роде... Боже мой! кто бы заставил меня выносить это положение клиентства, если бы, подвергаясь всевозможному нравственному унижению, я не надеялся...
    5. Краткая летопись жизни Ап. Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    Часть текста: Июнь 1844 г. Начинает печататься в журнале "Репертуар и пантеон". 26 июня 1844 г. Поступает чиновником в Управу благочиния (в декабре переводится в Сенат). 25 апреля 1845 г. Подал в Санкт-Петербургский университет просьбу о дозволении держать экзамен на степень магистра уголовного права. 7 июля 1845 г. Увольнение от службы в Сенате. 1845 г. Дружба с композитором А. Е. Варламовым. Сентябрь 1845 г. Поселился на квартире у редактора "Репертуара и пантеона" В. С. Межевича и редактирует журнал. Февраль 1846 г. Выход в свет книги "Стихотворения Ап. Григорьева". Февраль-март 1846 г. Краткая поездка в Москву. Март-май 1846 г. Участие в прогрессивном петербургском журнале "Финский вестник". Январь 1847 г. Возвращение в Москву. Весь год - участие в газете "Московский городской листок". Знакомство с А. Н. Островским. Середина 1847 г. Женитьба на Лидии Федоровне Корш. 1 августа 1848 г. Поступил учителем законоведения в Александринский сиротский институт, где знакомится с А. Д. Галаховым, одним из членов редакционного кружка "Отечественных записок". 1849 г. Участие в качестве литературного и театрального критика в "Отечественных записках". 24 мая 1850 г. Переведен учителем в Московский воспитательный дом, где знакомится с...
    6. Добролюбов Н. А.: О допотопном значении Лажечникова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: месяце г. Григорьев возвестил, что он занимается исследованиями о допотопном значении Лажечникова, Из нескольких строк, мимоходом сказанных критиком по этому случаю, трудно сделать определенное заключение о содержании и смысле его изысканий; но самая новость и необычайность предмета должна уже возбудить любопытство публики. Особенно интересно то, что критик нашел в г. Лажечникове совершеннейший допотопный тип 9 ; по его словам, Лажечников есть не что иное, как "полнейшее оправдание мысли о допотопных организациях в мире искусства". К сожалению, г. Григорьев не сообщил еще подробностей своих изысканий о г. Лажечникове, а только обещает изложить их в одной из следующих статей. "Допотопное значение Лажечникова, -- говорит он,-- будет ясно, когда я буду говорить о народности и об отношении к ней критического сознанья" ("Рус. слово", 1859 г., No III, Крит., стр. 27, строка 20 и сл.). С нетерпением ожидаем рассуждений критика нашего "о народности и об отношении к ней критического сознания", долженствующих сделать для нас ясным допотопное значение г. Лажечникова... Результаты, добытые г. Григорьевым в этом удивительном вопросе, не преминем сообщить читателям; а до тех пор просим и их самих вдуматься в необычайность открытия о значении Лажечникова до nomonal   ПРИМЕЧАНИЯ В полном виде "Свисток" издается впервые. Некоторые...
    7. Два эгоизма. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: опыт, вышла весьма нелепа <…> если я упоминаю о ней здесь, то потому только, что крепко держусь за те основные идеи, которые присутствовали при ее рождении» (Там же. 1846. № 12. С. 407; ср., однако, иную трактовку любви в рассказе «Лючия» — наст. изд., с. 309–311). Три персонажа драмы имеют прототипы. В образе Кобыловича Г. вывел своего недавнего приятеля Николая Константиновича Калайдовича (1820–1854), о котором в ноябре 1845 г. писал Погодину: «Я любил и люблю его, но уважать не могу: он сделался чиновником в душе, то есть рабом с головы до пяток» (Изд. 1917. С. 103–104). 15 декабря 1845 г. И. С. Аксаков уведомлял родителей (из Калуги) о том, что получил письмо, в котором сообщалось, что Г. «напечатал комедию, где очень хорошо выставлен <Константин> Аксаков под именем Баскакова». И. С. Аксаков выражал удивление этим обстоятельством, так как Г. , по его словам, «даже не видал Константина, стало, это все по слухам и рассказам Калайдовича…» (И. С. Аксаков в его письмах. М., 1888. Ч. 1. Т. 1. С. 312–313; см. также ниже). Прототипом же Петушевского, идейного оппонента Баскакова, являлся Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский (1821–1866), организатор петербургского кружка утопических социалистов, разгромленного в 1849 г. В ряду этих персонажей стоит и Мертвилов; вышучивая его «гегелизм», Г. рассчитывался и с собственным увлечением философией Гегеля в пору...
    8. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 27 января 1845 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 27 января 1845 г. 11. С. М. СОЛОВЬЕВУ 27 января 1845. Санкт-Петербург СПб. Яне. 27. Друг мой! Верю, что мы до сих пор еще с тобою братья по духу: если я не пишу к тебе, то потому только, что страшно ленив писать письма вообще. Что тебе сказать? Служу, т. е. покоряюсь необходимому злу, и, признаюсь, даже без надежды встать на этом поприще довольно высоко, чтобы делать что-нибудь. Скверно, крайне скверно! О том ли мы мечтали с тобою? Ты, впрочем, осуществил почти свои намерения, я бесновался, делал глупости - и только! Мне не жаль ни снов нашей молодости, ни прежних спокойных верований, - но жаль одного только, что полный теперь одной ненависти, я не могу вполне ее высказать. Пишу, разумеется, но, видно, мне и в деятельности писателя не найти успокоения. Все, что я напишу - становится мне очень скоро гадким, неполным, и только. Рад бы знать, что делаешь ты? Твой Григорьев. Примечания Печатается впервые, по рукописной копии в тетради Н. А. Попова "Материалы для биографии СМ. Соловьева (1820-1879)": РГБ. Ф. 285. К. 6. Ед. хр. 10. Л. 16. Страница с письмом помечена 1845 г. Местонахождение автографа неизвестно.
    9. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 8. Вальтер Скотт и новые струи
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: выступавшим на поприще жизни, не могло тоже уберечься в свою очередь от воспринятия известной же доли новых впечатлений нового поколения. Не только мой отец, человек, получивший хоть и поверхностное, но в известной степени полное и энциклопедическое образование его эпохи, - даже его чрезвычайно малограмотные товарищи по службе, которых уже, кажется, ничто, кроме взяток, описей и погребков не могло интересовать, - и те не только что слышали про Пушкина, но и читали кое-что Пушкина. Небольшую, конечно, но все-таки какую-нибудь часть времени, свободного от службы и погребков, употребляли они иногда на чтение, ну хоть с перепоя тяжкого, - даже хоть очень небольшую, но все-таки какую-нибудь сумму денег, остававшихся после житья-бытья да кутежей, употребляли, хотя спьяну, на покупку книг, приобретая их преимущественно, конечно, на Смоленском рынке или у Сухаревой башни; некоторые даже библиотечки такого рода пытались заводить. В особенности мания к таким совершенно, по мнению жен их, бесполезным покупкам распространилась, когда полились неудержимым потоком российские исторические романы. Тут даже пьянейший, никогда уже не достигавший совершенного трезвого состояния, из секретарей магистрата - прочел книжку и даже купил у носящего эту книжку, хотя не могу с точностию сказать, потому ли он купил в пьяном образе, что прочел, или потому прочел, что купил в пьяном образе. То была "Танька-разбойница Ростокинская", {1} которая особенно представлялась ему восхитительною с кнутом в руках - так что он купил, кажется, даже табатерку с таковым изображением знаменитой героини. ...
    10. Ильин Николай: заклинатель стихий. 8. Философия как культура понимания. Душа и ее идеал
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: те же органические начала жизни, которым синтетически сообщает плоть и кровь искусство» {254}. Таким образом, органичность критики определяется для Григорьева не только органическим характером ее предмета, но и органическим родством между самой критикой и ее предметом. Обратим внимание: родством, а не тождеством. Другими словами, между критикой искусства и самим искусством есть существенная общность и не менее существенное различие. В чем они? Ответ Григорьева имел огромное значение для формирования русской классической философии во второй половине XIX века, поскольку фактически определял общность и различие между философией и культурой как предметом философии. Общность критики искусства и самого искусства в том, что они сознательны. С исключительной энергией Григорьев подчеркивает, что «гениальная творческая сила есть всегда сила в высшей степени сознательная». И добавляет: «Много толковали о том, что творческая сила творит бессознательно; много приводили даже примеров, что произведения бывают выше сил производящих[30]. Но это фальшивое мнение не выдерживает никакой критики, недостойно даже серьезного...