• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1985"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Встреча
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    2. Москва и Петербург: заметки зеваки
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    3. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 20 декабря 1842 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    4. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 1. Размер: 166кб.
    5. Журавлева А. И., Некрасов В. И.: Григорьев А. А.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    6. Широкова Елена: Аполлон Александрович Григорьев
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    7. Григорьев А. А. - Погодину М. П., конец августа-начало сентября (до 5) 1851 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 1. Размер: 87кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Встреча
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: жаль… Ему, стоящему на гранях, С желаньем жизни, с мощью в дланях, Ясней неведомая даль, И видит он орлиным оком В своём грядущем недалеком Мету совсем иной борьбы — Иракла новые столбы. 3 Теперь же — зритель равнодушный Паденья старых пирамид — С зевотой праздною и скучной На мир с просонья он глядит, Как сидень Муромец, от скуки Лежит да ждёт, сложивши руки… Зачем лежит? чего он ждёт? То знает бог… Он воззовёт К работе спящий дух народа, Когда урочный час придёт! Недаром царственного рода Скалы недвижней в нём оплот… Недаром бдят неспящим оком Над ним преемники Петра! — Придёт та славная пора, Когда в их подвиге высоком Заветы господа поймёт Избранный господом народ! 4 И пусть покамест он зевает, В затылке роется подчас, Хандрит, лениво протирает Спросонья пару мутных глаз. Так много сил под ленью праздной Затаено, как клад, лежит, И в той хандре однообразной Залог грядущего сокрыт, И в песни грустно-полусонной, Ленивой, вялой, монотонной Порыв размашисто-живой Сверкает молнией порой. То жажда лесу, вольной воли, Размеров новых бытия — Та песнь, о родина моя, Предчувствие великой доли!.. Проснёшься ты, — твой час пробьёт, Избранный господом народ! 5 С тебя спадут оковы лени, Сонливость праздной пустоты; Вождём...
    2. Москва и Петербург: заметки зеваки
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Мои заметки - в полном смысле - впечатления зеваки, не французского фланёра, который фланирует для того, чтобы видеть и замечать, потому что живет гораздо более жизнию других, чем собственною, - не немца-путешественника, который и смотрит-то на что-нибудь не иначе, как с научной целью, не англичанина-туриста, который возит всюду только самого себя и показывает только собственную особу, - нет, это беспритязательные, простые заметки русского зеваки, зевающего часто для того, чтобы зевать, зевать на все - и на собственную лень и на чужую деятельность. Зевота как искусство для искусства, искусство, само по себе служащее целию - найдено только русской природой, выражаясь словом господ, зевающих на собственную лень, - и никаким уже образом не есть порождение лукавого Запада, употребляя принятый термин других господ, зевающих на чужую деятельность. Но дело не в зевоте, не в хандре - дело в Москве и Петербурге, хотя, право, в иную минуту оба эти города кажутся представителями двух этих различных родов деятельности зевоты. Случалось ли вам когда-нибудь ездить по Москве зимнею ночью - зимою в Москве и в семь часов уже ночь. Перед вами вереницами и рядами тянутся длинные заборы дворов, то большие, то небольшие дома - на улице ни души, изредка только полозья саней прорекут полосу на рыхлом снеге, да по маленькому тротуару пройдет прохожий, кутаясь в шубу. Все тихо - но...
    3. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 20 декабря 1842 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: сил!ы над твоим творением. Да! я - твое творение, с гордостию скажу я, что я твое творение, что вся лучшая половина моего бытия создана твоим влиянием да, может быть, еще влиянием женщины 2 , которое ты же предвозвестил мне. И меня не оставило твое магнетическое воздействие, ты так же со мною, как со мною и с тобою Христос; знаешь ли ты, что я считаю обязанностию давать тебе отчет в моей жизни, что твоего голоса боюсь я, как голоса Божьего суда, каждая мерзость становится мне еще тяжелее, когда я подумаю, что тебя оскорбит она... Прости мне эти глупости, брат мой, но это так, перед Богом так, и в загробной жизни это для тебя будет ясно... Видишь ли - я все тот же, все тот же, то же радует, то же волнует и мучит меня... А ты далеко, далеко... Но слава Богу! ты здоров, ты даже весел; о, ради Бога, не умирай там, ради Бога, будь здоров и весел. Будь все таков же - но к чему это желание? Бог и Его святые Ангелы охранят твою светлую природу... Да! то, что тььпишешь мне о парижском католицизме, меня подрало морозом по коже: я не знаю Равиньяна, даже по слуху не знаю - но я не встречал ничего выше учения Ботена, и никто не производил на меня такого глубокого и примирительного действия. Надобно тебе сказать, что я с жадностию бросился на всех мистиков, каких только нашел у нас в библиотеке, и особенно на Бёма; результатом этого было убеждение, что мистицизм так же почти далек от Истины Христа, как и Пантеизм, что поклонение внутреннему миру человека оставляет в душе ту же пустоту, как и поклонение миру внешнему. Тогда явился мне Bautin с его выводом от данного, с идеалом вселенской церкви, с идеею смирения и любви. Я читал его на дороге к Св. Сергию 3 , больной, расстроенный многим и многим. И ему, и снова восставшим положениям твоего мышления обязан я такими...
    4. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 1. Размер: 166кб.
    Часть текста: духа, миросозерцание, строй чувствований? Таков был общий смысл вопроса, предложенного Вами по поводу, не помню какого именно, частного случая; в нем заключалось два смысла: 1) имеет ли право художник как известное лицо, с известным образом мыслей, с известною настроенностью чувствований, переноситься в состояния духа, ему чуждые, в настройства чувствований, более напряженные или менее напряженные, нежели свойственное ему душевное настройство, и 2) имеет ли право художник как сын известного века, член известной церкви и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.  II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от художника и от художества, то оно совершенно очевидно, в котором бы из двух смыслов мы вопрос ни взяли. Как я буду мыслить, верить и чувствовать, а вместе с тем по свойству художества заставлять мыслить, верить и чувствовать других - иначе, нежели я сам мыслю, верю и чувствую? Выйдет либо...
    5. Журавлева А. И., Некрасов В. И.: Григорьев А. А.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    Часть текста: юридический факультет Московского университета и начал в нем работать. В студенческие годы дружил с А. А. Фетом (жившим в доме Г.), Я. П. Полонским, С. М. Соловьевым и другими лицами, сыгравшими впоследствии заметную роль в русской культуре. Молодежь увлекалась философией и поэзией, центром кружка Фет в воспоминаниях называл Г. В 1843 г. в журнале "Москвитянин" Г. начал печататься как поэт. В эти годы он переживает глубокое увлечение принадлежавшей к известной московской интеллигентной семье Антониной Корш, вышедшей замуж за Кавелина. Несчастная любовь отразилась в лирике Г. 40 гг., в романтических повестях того периода. В 1844 г. Г. тайком уезжает из родительского дома в Петербург, чтобы начать самостоятельную жизнь профессионального литератора (периодически он вел также преподавательскую деятельность). Как критик Г. начал печататься в журнале "Репертуар и Пантеон" (с 1844 г.) и петербургском журнале "Финский вестник", мн. др. изданиях. Единственная книга Г. "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1846) привлекла внимание В. Г. Белинского. В рецензии на эту книгу и сборник Я. П. Полонского "Стихотворения 1845 г." Белинский пишет, что в стихах Г. видишь...
    6. Широкова Елена: Аполлон Александрович Григорьев
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    Часть текста: романсов. При упоминании имени практически забытого ныне Аполлона Григорьева чаще всего просятся на язык известные всем слова «Цыганской венгерки»: Две гитары, зазвенев, Жалобно заныли С детства памятный напев, Старый друг мой, - ты ли?.. Парадоксально, но незамысловатый текст застольной песни – всё, что осталось в памяти современников и потомков из литературного наследия этого самобытного и когда-то весьма известного автора. Да ещё знакомое всем со школьной скамьи откровение о Пушкине, которого именно Григорьев впервые назвал «наше всё»… Аполлон Григорьев Между тем, во второй половине XIX века, когда жили и творили такие столпы отечественной литературы, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, имя Аполлона Григорьева было настолько популярно, что стало нарицательным. Его критические статьи и публикации в «толстых» журналах вызывали острую полемику в литературных кругах того времени, а пьяные дебоши и беспорядочный образ жизни, который вёл литератор, лишь добавляли ему скандальной славы «маргинала» в глазах образованного общества. По воспоминаниям современников, Григорьев был яркой личностью, человеком, фанатически преданным искусству, неутомимым в нравственных и умственных исканиях, но, как это часто бывает с людьми духовно одарёнными, в житейских делах он проявлял крайнюю беспорядочность и беспомощность. Не сумел, подобно многим менее талантливым, но более удачливым собратьям по перу, проложить себе путь к славе, расталкивая локтями злопыхателей и конкурентов; не смог приспособиться, жить, «как все», хоть как-то упорядочив свой бесшабашный образ жизни. По...
    7. Григорьев А. А. - Погодину М. П., конец августа-начало сентября (до 5) 1851 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: из которой привел я отрывок, многоуважаемый Михайло Петрович, принадлежит рано умершему и весьма серьезному человеку, Валериану Майкову. Напечатана в 1844 году "Отеч(ественных) записок" 1 . К Эдельсону я посылал вчера и нынче утром. Двери у него на запоре - ни его, ни Филиппова нет. Имею честь послать Вам: 1) Ваш портфель со всеми врученными Вами мне бумагами, кроме отданных мною И. Т. Кокореву. 2) Продолжение статьи Амадея Тьерри 2 . 3) Проэкт объявления и программы "Москвитянина" 3 . Пишу о "Современнике" 4 и привезу Вам в четверг. Весь Ваш А. Григорьев. Примечания Печатается впервые, по подлиннику: РГБ. Ф. Пог. / II, 9, 28. Л. 15. Датируется приблизительно, по содержанию: впервые "Объявление о подписке...", которое упоминает Г. (см. примеч. 3), опубликовано в № 17 "Москвитянина" (ц. р. 8 и 13 сентября). Четверг в начале сентября приходился на 6 число. 1  Напечатана в 1844 году "Отечественных) записок". - О какой статье и о каком отрывке из нее идет речь, неизвестно. Г. ошибся: В. Н. Майков начал печатать статьи в "Отечественных записках" только с № 5 за 1845 г. (см.: Боград В. Э. Журнал "Отечественные записки". 1839-1848. Указатель содержания. М., 1985. С. 303 и ел.). 2  Продолжение статьи Амедея Тьерри. - "Продолжение" здесь, очевидно, означает какую-то часть начального раздела статьи "Аэций и Бонифаций. Эпизод из истории V-ro века, Амедея Тьерри", печатавшейся в двух номерах "Москвитянина" за 1851 г. (№ 17. С. 119-147; № 18. С. 297-320). 3  Проэкт объявления и программы "Москвитянина". - «Объявление о подписке на "Москвитянин" 1852 года» было приложено к № 17 и 19-20 журнала за 1851 г. 4  Пишу о "Современнике"... - Видимо, речь идет об обзоре Г.:...
    8. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    Часть текста: ли не лучшим критическим каноном"[i]. Отношение "Григорьев - Бергсон" видится Гроссману отношением идентичности. "Ученик Шеллинга, Аполлон Григорьев был бергсонианцем avant la lettre, и если бы мы хотели составить канон правил и литературной критики по учению знаменитого философа, мы бы лучше всего разрешили бы эту задачу, обратившись к забытым страницам непризнанного критика "Москвитянина". В них поистине заключён полный декалог новой критики"[ii]. В 1916 г., то есть через два года после Гроссмана, А. А. Блок, видевший в творчестве Григорьева исключительно важный культуростроительный ориентир русской жизни, "единственный мост" между современностью и пушкинской гармонией, явно не принял формы, в которой Гроссман высказал похвалу Григорьеву-критику. "Не знаю, много ли это для русского мыслителя - "предвосхитить Бергсона и Зиммеля"; только в устах автора статьи это - большая похвала"[iii]. Тем не менее ту же самую "гроссмановскую" формулу "бергсонианца до Бергсона" применительно к Григорьеву мы встречаем в статье французского автора С. Лафит[iv]. Как видим, точка зрения, полагающая отношение "Григорьев - Бергсон" лишь отношением исторического предвосхищения зрелости к самой зрелости, вызывает сдержанное, холодное, но явное сопротивление Блока. Чтобы определиться в виду этих позиций нам предстоит выявить подразумеваемые в приведённых суждениях литературно-критические и эстетические параллели в творческом наследии Григорьева и Бергсона и проанализировать этот...