• Приглашаем посетить наш сайт
    Мордовцев (mordovtsev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "AIME"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Лермонтов и его направление (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    2. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    3. Григорьев А. А. - Страхову Н. Н., 23 сентября 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Лермонтов и его направление (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 72кб.
    Часть текста: (старая орфография) ЛЕРМОНТОВЪ И ЕГО НАПРАВЛЕНIЕ КРАЙНIЯ ГРАНИ РАЗВИТIЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАГО ВЗГЛЯДА {*} СТАТЬЯ ПЕРВАЯ "Время", N 10, 1862 ____ {* Начиная снова прерванный мною на время рядъ статей о "развитiи идеи народности въ нашей литературе со смерти Пушкина и до настоящей минуты" я считаю необходимымъ напомнить нумера "Времени" за 1861 годъ: II, III, IV и V, въ которыхъ помещены статьи: 1) Вступленiе. Народность и литература. 2) Западничество въ русской литературе, причины происхожденiя его и силы. 3) Белинскiй и отрицательно-централизацiонный взглядъ. 4) Опозицiя застоя, некоторыя черты изъ исторiи мракобесiя. Глава о Лермонтове составляетъ непосредственное продолженiе начатаго мною изследованiя.} ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕРМОНТОВА I ВВЕДЕНIЕ Опозицiя застоя не даромъ накинулась съ ожесточенiемъ на Лермонтова при самомъ первомъ его появленiи на литературную арену. То была великая художественная сила, которая шла такъ-сказать на помощь къ отрицательному взгляду, узаконивала его неясныя предчувствiя, раскрывала ему новые обширные горизонты. Ни опозицiя застоя, ни самъ отрицательный взглядъ незнали еще тогда, да конечно и не могли знать, что эти обширные горизонты, въ сущности только миражъ, что за ними, за этими туманными картинами, поворотъ къ почве, поворотъ къ народности, что въ самомъ Лермонтове готовился по справедливой догадке Гоголя одинъ изъ великихъ живописцевъ нашего быта. Инстинктивно-пророческое предвиденiе великихъ поэтовъ -- фактъ...
    2. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    Часть текста: чувствований, более напряженные или менее напряженные, нежели свойственное ему душевное настройство, и 2) имеет ли право художник как сын известного века, член известной церкви и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.  II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от художника и от художества, то оно совершенно очевидно, в котором бы из двух смыслов мы вопрос ни взяли. Как я буду мыслить, верить и чувствовать, а вместе с тем по свойству художества заставлять мыслить, верить и чувствовать других - иначе, нежели я сам мыслю, верю и чувствую? Выйдет либо напряженная ложь с моей стороны, которая повредит созданию при всей силе моего таланта либо совершенное отсутствие какого-либо поэтического взгляда...
    3. Григорьев А. А. - Страхову Н. Н., 23 сентября 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: Н. Н., 23 сентября 1861 г. 267. Н. Н. СТРАХОВУ 23 сентября 1861. Оренбург Сент. 23. 1861 г. Оренбург. Ты можешь быть уверен, что давно уже - со времен юности - ни к кому в мире я не писал так много и так часто, как к тебе, мой всепонимающий философ... В эти две недели воспоследовали опять Каинская тоска, приливы желчи и, стало быть... прилив служения Лиэю 1 , не вредивший, однако, делу классов. А теперь, разумеется, я разбит, как старая кобыла. Да и право, я не больше, как старая, никуда уже не годная кобыла. Так мне иногда все, что зовется деятельностью, представляется ничтожным, пустым и мелким в сравнении с тем, что "едино есть на потребу" 2 - все, и Чернышевский, и "Русский вестник", и я сам par dessus le marche*... Увы! как какой-то страшный призрак - мысль (о) суете суетствий, мысль безотраднейшей книги Экклезиаста - возникает все явственней и резче, и неумолимей перед душою. Боже мой! Неужели же и ты дойдешь до этого? Сумасшедший ты человек! Жалуешься на то, что не жил? А имеешь ли ты конкретное понятие о тех мрачных Эринниях 3 , которых жизнь насылает на своих конкретных любителей?.. О, да хранит тебя Бог от жизни... Муки во всем сомневающегося ума - вздор в сравнении с муками во всем сомневающегося сердца, озлобленного и само на себя, и на все, что оно кругом себя видало. Да! я все это видал над собою и от этого виденного у меня в одну ночь вырастали в бороде и на висках седые волосы... Помню я...