• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "IPSO"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ильин Николай: заклинатель стихий. 4. Душа и народ. Против идола "человечества"
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    2. Западничество в русской литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    3. И. С. Тургенев и его деятельность
    Входимость: 1. Размер: 331кб.
    4. Народность и литература (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 73кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ильин Николай: заклинатель стихий. 4. Душа и народ. Против идола "человечества"
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: как о вере в душу и как о вере в народ . Естественно, что ту же двуединую веру он отмечает и в своей автобиографии. Сначала он подчеркивает свою неслучайную, с юных лет, близость к людям, которые «носят в душе беспритязательно, наивно до бессознательности, веру в народ и народность» {60}. А несколько ниже, рассказывая о своем детстве с его грезами и фантазиями, он добавляет: «Ведь фантастическое вечно в душе человеческой, и стало быть, так как я только в душу и верю , в известной степени законно» {61}[44]. Но почему «только», если перед этим говорилось о вере в народ и народность? Вопрос тем более интересен, что, например, в одном из писем к Ап. Майкову он убеждает своего тезку: «Верь только в народ, старый и новый вместе» {62}. Не противоречит одно «только» другому? Или, может быть, каждый раз Григорьев имел в виду веру в «душу народа», «народную душу» или нечто подобное? Нет, ничего подобного он в виду не имел: коллективная «душа народа» так же не соответствует его взглядам, как и «мировая душа»; говоря о душе , он всегда подразумевал индивидуальную человеческую душу[45]. Дело в другом и, по сути, простом...
    2. Западничество в русской литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 82кб.
    Часть текста: ira et studio... Тацитъ. Justitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuere. Institutiones.   I Пустынна, однообразна и печальна какъ киргизская степь, должна была представиться русская жизнь въ ея прошедшемъ и настоящемъ тому, кто смело и честно какъ П. Я. Чаадаевъ, взглянулъ на нее съ выработанной западомъ точки созерцанiя, не ослепляясь кажущимися и въ сущности фальшивыми аналогiями, темъ менее стараясь проводить эти фальшивыя аналогiи. Между темъ, эта точка зренiя явилась вовсе не внезапно, вовсе не какъ Deus ex machina. Зерно такого резкаго созерцанiя лежало уже давно въ сознанiи высшихъ нашихъ представителей, вырывалось по временамъ у величайшаго изъ нихъ Пушкина, то ироническимъ примиренiемъ съ действительностью, какъ въ известной строфе уничтоженной главы Онегина, то стихотворенiемъ, которое самъ онъ назвалъ "Капризомъ." Румяный критикъ мой, насмешникъ толстопузый, Готовый векъ трунить надъ нашей сонной музой, Поди-ка ты сюда, присядь ко ты со мной, и т. д., стихотворенiемъ, въ которомъ между прочим, не смотря на его шутливый тонъ, именно какъ въ зерне заключаются многiя последующiя отношенiя литературы нашей къ действительности, и лермонтовское созерцанiе, выразившееся такъ энергически-горько: Люблю я родину, но странною любовью, He победитъ ее разсудокъ мой... и повести сороковыхъ годовъ съ ихъ постоянно и намеренно-злобнымъ изобретенiемъ грязной и грубой обстановки, въ которой осуждены задыхаться лучшiя натуры и огаревскiе вопли Да! въ нашей грустной стороне,...
    3. И. С. Тургенев и его деятельность
    Входимость: 1. Размер: 331кб.
    Часть текста: Письма к Г. Г. А. К. Б. I. И вы и я читали почти в одно время новое произведение Тургенева -- и помнится так же, оба в одно время почувствовали необходимость передать друг другу впечатления от повести автора, которому равно горячо сочувствуем. Оказалось так много сходства в наших впечатлениях, что я по всему праву даю моей критической статье форму писем к вам. Это, во-первых, избавляет от необходимости -- почему впрочем считается это необходимостью? -- излагать содержание повести, известное вероятно всему читающему русскому миру; во-вторых, от казенной манеры начинать -- так или в подобном роде,-- что талант Тургенева давно принадлежит к числу талантов, наиболее любимых публикою и проч. и проч... Когда талант какого-либо писателя горячо любит и высоко ценит критик,-- подобный прием ему особенно противен. Тут может быть возникнет сейчас же вопрос: имеет ли право критик говорить о таланте, который он горячо любит и высоко ценит, не перестает ли он быть м отношении к такому таланту критиком, т. е. лицом судящим, взвешивающим, оценивающим, указывающим недостатки и промахи? Такой вопрос конечно может возникнуть только ...
    4. Народность и литература (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: сознанiя, говорить нечего. Засвидетельствовать правду всякаго факта и идти отъ него дальше, идти впередъ способны бываютъ только те, кто, вступая на новый берегъ, сами сжигаютъ за собою корабли, да простодушное, тысячеголовое дитя, называемое массою, которая по инстинктивному чувству идетъ неуклонно впередъ. Жрецы постоянно желаютъ воротить мысль назадъ по той простой причине, что имъ это выгодно, что назади у нихъ есть теплый и почотный уголъ; пугливое же нравственное мещанство такъ же истинктивно, по чувству самосохраненiя, держится за полы жреческихъ ризъ, какъ инстинктивно, по чувству жизни, по вере въ жизнь, влечется впередъ масса. Это -- общiй законъ, который припомнить однако непременно следуетъ, говоря о такомъ значительномъ вопросе, какъ вопросъ о народности. Что самый фактъ перехода вопроса о нашей народности въ совершенно другой вопросъ совершился, это очевидно изъ самаго поверхностнаго взгляда на дело. Исключительно-народное воззренiе славянофильства не встретило въ массе сочувствiя и, постигнутое какимъ-то рокомъ, потеряло самыхъ блестящихъ своихъ представителей. Исключительно-западное воззренiе, сплотившееся въ немногомъ числе своихъ последнихъ, запоздалыхъ представителей въ "Атенее" -- явилось для публики мрачнымъ воззренiемъ кружка и встречено было не только равнодушiемъ, но даже негодоваiемъ, когда выставило свои крайнiя грани, свое печальное убежденiе въ томъ, что австрiйскiй солдатъ является цивилизаторомъ въ славянскихъ земляхъ. А ведь менее чемъ за двадцать летъ, можно было безнаказанно, въ порыве увлеченiя теорiею, проповедывать напримеръ, что Турцiя, какъ организованное целое,...