• Приглашаем посетить наш сайт
    Сомов (somov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "SOPHIE"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    2. Григорьев А. А. - Достоевскому Ф. М., 1 февраля 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    Часть текста: таким значительным, что до сих пор он является "едва ли не лучшим критическим каноном"[i]. Отношение "Григорьев - Бергсон" видится Гроссману отношением идентичности. "Ученик Шеллинга, Аполлон Григорьев был бергсонианцем avant la lettre, и если бы мы хотели составить канон правил и литературной критики по учению знаменитого философа, мы бы лучше всего разрешили бы эту задачу, обратившись к забытым страницам непризнанного критика "Москвитянина". В них поистине заключён полный декалог новой критики"[ii]. В 1916 г., то есть через два года после Гроссмана, А. А. Блок, видевший в творчестве Григорьева исключительно важный культуростроительный ориентир русской жизни, "единственный мост" между современностью и пушкинской гармонией, явно не принял формы, в которой Гроссман высказал похвалу Григорьеву-критику. "Не знаю, много ли это для русского мыслителя - "предвосхитить Бергсона и Зиммеля"; только в устах автора статьи это - большая похвала"[iii]. Тем не менее ту же самую "гроссмановскую" формулу "бергсонианца до Бергсона" применительно к Григорьеву мы встречаем в статье французского автора С. Лафит[iv]. Как видим, точка зрения, полагающая отношение "Григорьев - Бергсон" лишь отношением исторического предвосхищения зрелости к самой...
    2. Григорьев А. А. - Достоевскому Ф. М., 1 февраля 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: во-первых, преимущественным пребыванием обоих литераторов в Петербурге, следовательно, и общение их было личное, а не письменное; во-вторых, когда Г. находился в Оренбурге или когда сидел в долговой тюрьме, то он писал обычно Н. Н. Страхову, подразумевая обращение ко всему редакционному кругу, и в первую очередь - к Достоевскому. Нельзя не учитывать и сложности взаимоотношений Г. и Достоевского. Лично они были знакомы, наверное, еще с середины 1840-х годов, со времени их петербурских литературных дебютов. В тогдашних рецензиях Г. истолковывал Достоевского, только что напечатавшего "Бедных людей", как талантливого художника, ученика Гоголя, но впавшего в крайности (чрезмерное внимание к низменному, мелкому в жизни, ложно-сентиментальный тон); позднее Г. назовет этот метод "сентиментальным натурализмом" (см. опубликованную В. Л. Комаровичем незаконченную статью Г. 1860-х годов "Ф. Достоевский и школа сентиментального натурализма" в сб.: "Н. В. Гоголь. Материалы и исследования". М; Л., 1936. 1. С. 249-254). В "москвитянинский" период, в связи с ростом у Г. негативного отношения к Гоголю и тем более к натуральной школе, усиливаются и критические ноты по отношению к творчеству раннего Достоевского; к концу 1850-х годов наступает перелом, и в письме к Н. Н. Страхову от 19 октября 1861 г. Г. оценивает Достоевского уже как значительно более глубокого, симпатичного, простого, искреннего писателя в сравнении с Гоголем, хотя, например, к роману "Униженные и оскорбленные" Г. отнесся весьма двойственно (см. письмо к Страхову от 12 августа 1861 г., №263). Тесное сближение Г. с Достоевским началось в 1861 г.,...