• Приглашаем посетить наш сайт
    Тютчев (tutchev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1962"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    2. Журавлева А. И., Некрасов В. И.: Григорьев А. А.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    3. Заметки Петербургского зеваки
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    4. Егоров Б. Ф.: А. А. Григорьев (Краткая литературная энциклопедия в 9 т., 1964)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    5. Григорьев А. А. - Майкову А. Н., 24 октября 1860 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    6. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 5. Литературные стремления начала тридцатых годов
    Входимость: 1. Размер: 73кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 4. Размер: 87кб.
    Часть текста: Гроссман, между прочим, пишет: "Органическая теория в том виде, в каком обосновал её Григорьев, была первой попыткой у нас цельной философской системы литературной критики. Этот первый опыт оказался таким значительным, что до сих пор он является "едва ли не лучшим критическим каноном"[i]. Отношение "Григорьев - Бергсон" видится Гроссману отношением идентичности. "Ученик Шеллинга, Аполлон Григорьев был бергсонианцем avant la lettre, и если бы мы хотели составить канон правил и литературной критики по учению знаменитого философа, мы бы лучше всего разрешили бы эту задачу, обратившись к забытым страницам непризнанного критика "Москвитянина". В них поистине заключён полный декалог новой критики"[ii]. В 1916 г., то есть через два года после Гроссмана, А. А. Блок, видевший в творчестве Григорьева исключительно важный культуростроительный ориентир русской жизни, "единственный мост" между современностью и пушкинской гармонией, явно не принял формы, в которой Гроссман высказал похвалу Григорьеву-критику. "Не знаю, много ли это для русского мыслителя - "предвосхитить Бергсона и Зиммеля"; только в устах автора статьи это - большая похвала"[iii]. Тем не менее ту же самую "гроссмановскую" формулу "бергсонианца до Бергсона" применительно к Григорьеву мы встречаем в статье французского автора С....
    2. Журавлева А. И., Некрасов В. И.: Григорьев А. А.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: купеческого и мелкочиновного района Москвы, где жила семья. В 1842 г. Г. окончил первым кандидатом юридический факультет Московского университета и начал в нем работать. В студенческие годы дружил с А. А. Фетом (жившим в доме Г.), Я. П. Полонским, С. М. Соловьевым и другими лицами, сыгравшими впоследствии заметную роль в русской культуре. Молодежь увлекалась философией и поэзией, центром кружка Фет в воспоминаниях называл Г. В 1843 г. в журнале "Москвитянин" Г. начал печататься как поэт. В эти годы он переживает глубокое увлечение принадлежавшей к известной московской интеллигентной семье Антониной Корш, вышедшей замуж за Кавелина. Несчастная любовь отразилась в лирике Г. 40 гг., в романтических повестях того периода. В 1844 г. Г. тайком уезжает из родительского дома в Петербург, чтобы начать самостоятельную жизнь профессионального литератора (периодически он вел также преподавательскую деятельность). Как критик Г. начал печататься в журнале "Репертуар и Пантеон" (с 1844 г.) и петербургском журнале "Финский вестник", мн. др. изданиях. Единственная книга Г. "Стихотворения Аполлона Григорьева" (1846) привлекла внимание В. Г. Белинского. В рецензии на эту книгу и сборник Я. П. Полонского "Стихотворения 1845 г." Белинский пишет, что в стихах Г. видишь "ум и чувство, но не видишь фантазии, творчества, даже стиха. Правда, местами стих его бывает силен и прекрасен, но тогда только, когда он одушевлен негодованием, превращается в бич сатиры, касаясь некоторых явлений действительности... Он глубоко чувствует и многое глубоко понимает, это иногда делает его поэтом" (Белинский В. Г. Поли. собр. соч. -- М., 1955. -- Т. IX. -- С. 593--594). В обзоре "Взгляд на русскую литературу 1846 года",...
    3. Заметки Петербургского зеваки
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    Часть текста: петербургских улиц. - Три рода названий петербургских улиц: ясные, темные и дикие. - Петербургские мосты. - Симпатия мужиков и заборов. - Петербургские дома. - Дети. - Ограды. - Разные сорты мостовых. - Петербургский климат. - Весна и лето. - Дождевое время. - Сухое время. - День Петербурга. - Чиновники. - Заключение. Чудный город Петербург! Если бы те господа, которые с открытием навигации бросаются толпами на первые пароходы, отплывающие в какой-нибудь заграничный город, получше знали тот, где живут с младенчества, то не так бы скоро его оставили. Странное свойство человеческой натуры, которая закрывает глаза для всего, ее окружающего, и открывает их только за сотни верст от места жительства! А есть что посмотреть и в Петербурге. Воистину Петербург чудный город, во всех значениях этого слова. Смотрите ли вы на него в грязно-серый день петербургского лета или при сиянии зимнего солнца, играющего на нерастаявшем снегу петербургских площадей, по которым еще не бегало человечество за разными житейскими надобностями,- во всякое время года, во всякий час дня Петербург представит вам самые разнообразные картины. Умейте только подмечать их. Конечно, для этого надобно особенное, шестое чувство, составляющее нечто среднее между чутьем и проницательностью и до сих пор еще не объясненное физиологами. Но прежде всего для этого нужно, чтобы вы не занимали ни одну из должностей, не несли на себе ни одной служебной обязанности, занимающей половину человеческой жизни, без чего жизнь была бы так пуста и однообразна. Вы видите, что для этого...
    4. Егоров Б. Ф.: А. А. Григорьев (Краткая литературная энциклопедия в 9 т., 1964)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: законоведения. Григорьев постоянно нуждался, жизненная неустроенность доводила его до полной нищеты. Начал публиковать критические статьи в «Репертуаре и пантеоне» (1845-46), «Финском вестнике» (1846), «Московском городском листке» (1847), «Отечественных записках» (1849-50). В 40-х гг. увлекался утопическими идеями Ш. Фурье, христианским социализмом Ж. Санд, масонством, Ф. Шеллингом. Литературные суждения Григорьева этих лет были противоречивы: похвалы реалистическому направлению и критика романтического индивидуализма сочетаются с религиозными настроениями (защита «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя) и проповедью «свободы воли», которую он противопоставлял тому, что ошибочно называл «фатализмом» натуральной школы. Более определённое (хотя по-прежнему противоречивое) мировоззрение вырабатывается после 1848, в т. н. «„молодой редакции“ „Москвитянина“», где Григорьев стал ведущим критиком (1850-56). Взглядам Григорьева были свойственны одновременно прогрессивные и консервативные тенденции. Григорьев ненавидел официальную церковь, но в православии находил «истинный демократизм», считая христианство религией братства и взаимопомощи. С ужасом смотрел он на буржуазное развитие Западной Европы и России, но противопоставлял ему романтическую утопию: мечту о патриархальном народе, свободном, щедром, талантливом (элементы такого идеала Григорьев видел в русском купечестве). Всякую систему взглядов Григорьев воспринимал как догматическую, насильственную, стремящуюся нарушить естественный ход событий, разъять органическое целое жизни; «теоретиками» он называл и «гегелистов», и славянофилов, и защитников «чистого...
    5. Григорьев А. А. - Майкову А. Н., 24 октября 1860 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: бумаге здешнего Цензурного комитета, по которой гораздо труднее отказать, чем пропустить 3 . Если ты можешь там что-либо, похлопочи. Дело по убеждениям - почти общее. Явно, что это, с самого же начала, будет самая дерзкая борьба за поэзию, народность, идеализм против всякого социалистического и материалистского безобразия. Формы - долой. В настоящую минуту мы не имеем уже более нужды прикрывать себя ни официальным православием, ни тому подобным. Рассчитываем мы не на барыши, а прямехонько на убыток - на год и даже на полтора... Издание - еженедельное: формат, разнообразие содержания и цена "Сына отечества". Главный отдел, конечно, - критический и полемический, но будет и всякое забирательное, даже карикатуры (с язвой). Может быть, я сам на той неделе приеду звать лично к соучастию немногих совсем честных и одномыслящих людей: тебя (хоть к безыменному), Розенгейма, Н. Н. Страхова, смелого до наглости М. Загуляева, Мейку и... еще кого ты не укажешь ли? Деньги есть, ergo** плата будет не меньше "Сына". Батюшки! А Серовато и забыл? A propos***, какие вы там "Искусства" затеяли? 4 Безмудое это или с мудами? Имя Дружинина, ярко сиявшее в объявлении, значительно говорит о безмудости, -но участие Серова показывает, что хоть одно яйцо есть. На безыменное участие многих из вас (тебя, Фета, Тургенева) я надеюсь. Я, ей-Богу, никому не скажу, господа, - и вы можете спокойно уважать наружно Недо-ё(-)ова с компанией. А между тем и вы, беззлобивые иногда (потихоньку, чтоб не проведали!), сообщите хорошую язву! Вот они там и в "Свистке" и в "Искре" целые печатные листы глумятся над поэтами, под видом плохих (Крест(овский), Куск(ов)), которыми не стоит заниматься, глумясь в сущности над лиризмом. А как это вот в...
    6. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 5. Литературные стремления начала тридцатых годов
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    Часть текста: менее значительными представителями... Отсюда яркий до очевидности параллелизм событий в различных сферах мировой жизни - странные, таинственные совпадения создания Дон-Кихота и Гамлета, {1} революционных стремлений и творчества Бетховена {2} и проч. и проч... Отсюда солидарность известных идей, мировая преемственная связь их, и мало ли что отсюда такого, друг Горацио, О чем не смеет грезить ваша мудрость {3} и что она отвергает только потому, что не наловила достаточно хвостиков и по ним не добралась до общего хвоста... Сила в том, что трансцендентализм был силой, был веянием, уносившим за собою все, что только способно было мыслить во дни оны. Все то, что только способно было чувствовать, уносило другое веяние, которое за недостатком другого слова надобно назвать романтизмом. В сущности то и другое - трансцендентализм и романтизм - были две стороны одного и того же. Об этом, впрочем, рассуждал и писал я так много, {4} что если бы принялся рассуждать еще раз, то неминуемо должен был бы впасть в повторение. Потому для того, чтобы ...