• Приглашаем посетить наш сайт
    Крылов (krylov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "CONFESSION"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 3. Размер: 88кб.
    2. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    3. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 26 августа - 7 октября 1859 г.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    4. Лермонтов и его направление (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    5. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть I. 1. Первые общие впечатления
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    6. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 11 мая 1859 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 3. Размер: 88кб.
    Часть текста: и верных принцесс, своих колдунов и свои очаровательные замки -- и пустился писать русские сказки... Нужно ли доказывать, что эти русские сказки так же не в ладу с русским духом, которого в них слыхом не слыхать и видом не видать, как не в ладу с русскими сказками греческий или немецкий гекзаметр?.. Но не будем слишком строги к этому заблуждению могущественного таланта, увлекшегося духом времени: Жуковский вполне совершил свое поприще и свой подвиг: мы больше не вправе ничего ожидать от него. Вот другое дело Пушкин: странно видеть, как этот необыкновенный человек, которому ничего не стоило быть народным, когда он не старался быть народным, теперь так мало народен, когда решительно хочется быть народным; странно видеть, что он теперь выдает нам за нечто важное то, что прежде бросал мимоходом, как избыток или роскошь. Мне кажется, что это стремление к народности произошло из того, что все живо почувствовали непрочность нашей подражательной литературы и захотели создать народную, как прежде силились создать подражательную. Итак, опять цель, опять усилия, опять старая погудка на новый лад. Но разве Крылов потому народен в высочайшей степени, что старался быть народным? Нет, он об этом нимало не думал; он был народен, потому что не мог не быть народным: был народен бессо з нательно, и едва ли знал цену этой народности, которую усвоил созданиям своим без всякого труда и усилия. По крайней мере, его современники мало...
    2. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    Часть текста: Таков был общий смысл вопроса, предложенного Вами по поводу, не помню какого именно, частного случая; в нем заключалось два смысла: 1) имеет ли право художник как известное лицо, с известным образом мыслей, с известною настроенностью чувствований, переноситься в состояния духа, ему чуждые, в настройства чувствований, более напряженные или менее напряженные, нежели свойственное ему душевное настройство, и 2) имеет ли право художник как сын известного века, член известной церкви и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.  II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от художника и от художества, то оно совершенно очевидно, в котором бы из двух смыслов мы вопрос ни взяли. Как я буду мыслить, верить и чувствовать, а вместе с тем по свойству художества заставлять мыслить, верить и чувствовать других - иначе, нежели я сам мыслю, верю и чувствую? Выйдет либо напряженная ложь ...
    3. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 26 августа - 7 октября 1859 г.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    Часть текста: моем темпераменте жеребца; кончилось тем, что я равнодушно не мог уже видеть даже моей прислужницы квартирной, с(ин)ьоры Линды, хоть она была и грязна, и нехороша. Теоретическое православие простиралось во мне до соблюдения всяких постов и проч. Внутри меня, собственно, жило уже другое - и какими софизмами это другое согласовалось в голове с обрядовой религиозностью - понять весьма трудно простому смыслу, но очень легко - смыслу, искушенному всякими доктринами. В разговорах с замечательно восприимчивым субъектом, флорентийским попом 3 , и с одной благородной, серьезной женщиной 4 - диалектика увлекала меня в дерзкую последовательность мысли, в сомнение, к которому из 747 Х 1 2 расколов православия (у comptant 1* и раскол официальный) принадлежу я убеждением: оказывалось ясно как день, что под православием разумею я сам для себя просто известное, стихийно-историческое начало, которому суждено еще жить и дать новые формы жизни, искусства, в противуположность другому, уже отжившему и давшему свой мир, свой цвет началу - католицизму. Что это начало, на почве славянства, и преимущественно великорусского славянства, с широтою его нравственного захвата -должно обновить мир - вот что стало для меня уже не смутным, а простым верованием - перед которым верования официальной церкви иже о Христе жандармству-ющих стали мне положительно скверны (тем более, что у меня вертится перед глазами такой милый экземпляр их, как Бецкий - этот пакостный экстракт холопствующей, шпионничающей и надувающей церкви) - верования же социалистов, которых живой же экземпляр судьба мне послала в лице благороднейшего, возвышенного старого ребенка изгнанника Демостена Оливье, - ребяческими и теоретически жалкими. Шеллингизм (старый и новый, он ведь все - один) проникал...
    4. Лермонтов и его направление (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    Часть текста: литературе со смерти Пушкина и до настоящей минуты" я считаю необходимымъ напомнить нумера "Времени" за 1861 годъ: II, III, IV и V, въ которыхъ помещены статьи: 1) Вступленiе. Народность и литература. 2) Западничество въ русской литературе, причины происхожденiя его и силы. 3) Белинскiй и отрицательно-централизацiонный взглядъ. 4) Опозицiя застоя, некоторыя черты изъ исторiи мракобесiя. Глава о Лермонтове составляетъ непосредственное продолженiе начатаго мною изследованiя.} ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕРМОНТОВА I ВВЕДЕНIЕ Опозицiя застоя не даромъ накинулась съ ожесточенiемъ на Лермонтова при самомъ первомъ его появленiи на литературную арену. То была великая художественная сила, которая шла такъ-сказать на помощь къ отрицательному взгляду, узаконивала его неясныя предчувствiя, раскрывала ему новые обширные горизонты. Ни опозицiя застоя, ни самъ отрицательный взглядъ незнали еще тогда, да конечно и не могли знать, что эти обширные горизонты, въ сущности только миражъ, что за ними, за этими туманными картинами, поворотъ къ почве, поворотъ къ народности, что въ самомъ Лермонтове готовился по справедливой догадке Гоголя одинъ изъ великихъ живописцевъ нашего быта. Инстинктивно-пророческое предвиденiе великихъ поэтовъ -- фактъ несомненный, хотя вовсе не мистическiй, а объясняемый стихiйными началами ихъ природы, ея самостоятельными данными, которые, даже и подчиняясь могущественнымъ веянiямъ эпохъ, упорно, хотя сначала и смутно заявляютъ свою самостоятельность. Нетъ! я не Байронъ -- я другой Еще неведомый избранникъ, Какъ онъ же чуждый мiру странникъ, Но только съ русскою душой, говоритъ о себе самъ Лермонтовъ въ одномъ изъ своихъ такъ-сказать кабинетныхъ, домашнихъ стихотворенiй, -- и лучшую характеристику едвали можетъ придумать критика. Благодаря последнему, довольно полному и толковому...
    5. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть I. 1. Первые общие впечатления
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: и вместе великолепно разросшегося и разметавшегося растения, называемого Москвою. От ядра всех русских старобытных городов, от кремля, или кремника, пошел сначала белый, торговый город; {2} потом разросся земляной город, {3} и пошли раскидываться за реку разные слободы. В них уходила из-под влияния административного уровня и в них сосредоточивалась упрямо старая жизнь. Лишенная возможности развиваться самостоятельно, она поневоле закисала в застое. Общий закон нашей истории - уход земской жизни из-под внешней нормы в уединенную и упорную замкнутость расколов, повторился и в Москве, то есть в развитии ее быта. Бывали ли вы в Замоскворечье?.. Его не раз изображали сатирически; кто не изображал его так? - Право, только ленивый!.. Но до сих пор никто, даже Островский, не коснулся его поэтических сторон. А эти стороны есть - ну, хоть на первый раз - внешние) наружные. Во-первых, уж то хорошо, что чем дальше идете вы вглубь, тем более Замоскворечье тонет перед вами в зеленых садах; во-вторых, в нем улицы и переулки расходились так свободно, что явным образом они росли, а не делались... Вы, пожалуй, в них заблудитесь, но хорошо заблудитесь... Пойдемте, например, со мною от большого каменного моста {4} прямо, все прямо, как вороны летают. Миновали мы так называемое Болото... да! главное представьте, что мы идем с вами поздним вечером. Миновали мы Болото с казенным зданием винного ...
    6. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 11 мая 1859 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: для словесного объяснения - стало быть, Вы сердитесь на меня и не равнодушны ко мне, quod, тоже, erat demonstrandum. Вы вправе на меня сердиться - но по старому обычаю Вашему Вы не берете в расчет circonstances attenuantes...** Я написал к Вам из града Флоренска письмо, которое Вас оскорбило 2 . Но, право, оно было больше горько, чем дерзко. Все темное, что у меня на душе накопилось, в нем вылилось... А темного было много, так много, что даже загул парижской жизни не мог залить той каинской тоски, которою я терзался. Но об этом - когда-нибудь, если Вам будет угодно, после и подробнее. Теперь я пишу к Вам по простому влечению сердца. Опять послышался Ваш голос издали, хоть и ругательный, - но все же голос человека, мною глубоко уважаемого и еще больше любимого, человека притом, который сам, видно, не может отделаться от известного рода симпатии - все равно, что симпатия выражается раздражением - к безалабернейшему из многочисленных и многообразных Хлобуе-вых 3 Российской Империи. Да и не за что Вам совсем разлюбить меня. Разве не делаю я честно того же дела, которое делал в "Москвитянине", да и погодите, так ли еще это будет, если Великий Банкир 4 и Покровитель всех Хлобуевых продлит жизнь Кушелева и хорошее состояние дел. Теперь еще, для того, чтобы не запугать, я еще вынужден иногда хвалить существующие факты, как факты ...