• Приглашаем посетить наш сайт
    Ларри (larri.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "DAN"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    2. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 1. Размер: 131кб.
    3. Лермонтов и его направление (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    4. Григорьев А. А. - Краевскому А. А., 28 февраля 1849 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    5. Сербиненко В. В.: Григорьев Аполлон Александрович
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    6. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 1. Размер: 166кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    Часть текста: критики (Письма к Ф. М. Достоевскому) Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому) ПИСЬМО ПЕРВОЕ   Органический взгляд и его основной принцип   О чем бишь нечто? Обо всем! Репетилов В последнее время между мной и тобою возникло несколько, не скажу разногласий, но недоумений насчет нескольких же вопросов, относящихся к русской литературе, а стало быть, и к искусству вообще, и стало быть, - так как искусство есть, с одной стороны, органический продукт жизни и, с другой, ее органическое же выражение, - то и к жизни вообще. Поводом к таким недоразумениям были те крайние последствия органического взгляда на литературу вообще и на русскую литературу в особенности, которые высказать со всею искренностью и со всею обычною моей дерзостью я считал и считаю до сих пор необходимым. Всякая мысль, если она родилась органически, а не голо-логически, должна вполне совершить свой органический же процесс, ну, хоть для того, чтобы выяснилось ее уродство в кругу других организмов и чтоб она была признана за органического урода. Взгляд мой на мысль, родящуюся голо-логически, гуляющую на полной логической свободе, равнодушно решающую ad libitum 1 , т. е. pro или contra, вопрос вроде: an non spiritus existant? 2 - как это потребуется обстоятельствами, или даже просто личным капризом ее производителей (родителями их назвать никак невозможно), - взгляд мой на такую всегда собою владеющую и дешево достающуюся мысль тебе достаточно известен, равно как известна тебе моя глубочайшая вражда ко всему тому, что под конец вырастает из подобного голо-логического процесса, т. е. к теории с ее узостью жизненного захвата и с ее деспотизмом, готовым идти до террора, с ее каким-то анатомическим равнодушием при...
    2. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 1. Размер: 131кб.
    Часть текста: место и значение известного литературного факта в ряду других фактов, оценить его безотносительное достоинство,-- так нет: прежде распутай паутину, которая соткалась вокруг факта, и для того, чтобы распутать эту паутину, во-первых, прежде всего подыми литературную историю факта, то есть расскажи, как факт принимался нашею так называемою критикою,-- которая, право, после Белинского утратила уже свой первый шаг перед литературою; рассмотри, почему он так или иначе принимался, и, во-вторых, подними непременно общие вопросы, как будто все, что толковано о них великим критиком, погибло совершенно бесследно. В пример того и другого неудобства позвольте привести вам несколько доказательств. Возьмете ли вы явления крупные: ну хоть, например, "Минина" Островского (хорош он или нет -- не об этом покамест речь), "Мертвый дом" 1 Ф. Достоевского (надеюсь, что редакция журнала дозволит мне причислить это явление к числу крупных), "Стихотворения Н. Некрасова"; возьмете ли вы явления тоже значительные, хотя менее яркие, как произведения графа Л. Толстого, начавши говорить о которых я так запутался сразу в литературные дрязги, что до сих пор еще высказал о самом предмете рассуждения, то есть о деятельности Л. Толстого, только сжатые общие положения; 2 возьмете ли вы, наконец, явления чисто художественные, исключительные, каковы стихотворения любого из наших лирических поэтов,-- везде одна и та же печальная история. Ну как, например, начать речь хоть о "Минине", не поднявши, с одной стороны, вопроса о том, почему такое глухое молчание господствует в нашей критике об этой драме? Недовольна критика -- прекрасно; что ж из этого? Белинский не молчал бы, если б он был недоволен, как не молчал тогда, когда был недоволен поэмой Пушкина "Анджело" 3 ....
    3. Лермонтов и его направление (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    Часть текста: (старая орфография) ЛЕРМОНТОВЪ И ЕГО НАПРАВЛЕНIЕ КРАЙНIЯ ГРАНИ РАЗВИТIЯ ОТРИЦАТЕЛЬНАГО ВЗГЛЯДА {*} СТАТЬЯ ПЕРВАЯ "Время", N 10, 1862 ____ {* Начиная снова прерванный мною на время рядъ статей о "развитiи идеи народности въ нашей литературе со смерти Пушкина и до настоящей минуты" я считаю необходимымъ напомнить нумера "Времени" за 1861 годъ: II, III, IV и V, въ которыхъ помещены статьи: 1) Вступленiе. Народность и литература. 2) Западничество въ русской литературе, причины происхожденiя его и силы. 3) Белинскiй и отрицательно-централизацiонный взглядъ. 4) Опозицiя застоя, некоторыя черты изъ исторiи мракобесiя. Глава о Лермонтове составляетъ непосредственное продолженiе начатаго мною изследованiя.} ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕРМОНТОВА I ВВЕДЕНIЕ Опозицiя застоя не даромъ накинулась съ ожесточенiемъ на Лермонтова при самомъ первомъ его появленiи на литературную арену. То была великая художественная сила, которая шла такъ-сказать на помощь къ отрицательному взгляду, узаконивала его неясныя предчувствiя, раскрывала ему новые обширные горизонты. Ни опозицiя застоя, ни самъ отрицательный взглядъ незнали еще тогда, да конечно и не могли знать, что эти обширные горизонты, въ сущности только миражъ, что за ними, за этими туманными картинами, поворотъ къ почве, поворотъ къ народности, что въ самомъ Лермонтове готовился по справедливой догадке Гоголя одинъ изъ великихъ живописцевъ нашего быта. Инстинктивно-пророческое предвиденiе великихъ поэтовъ -- фактъ несомненный, хотя вовсе не мистическiй, а объясняемый стихiйными началами ихъ природы, ея самостоятельными данными, которые, даже и подчиняясь могущественнымъ веянiямъ эпохъ, упорно, хотя сначала и смутно заявляютъ свою ...
    4. Григорьев А. А. - Краевскому А. А., 28 февраля 1849 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: я не желал бы выставлять по моим служебным отношениям, да и не думаю, чтобы это весьма безвестное имя могло быть нужно Вашему журналу, не нуждающемуся, благодаря своему собственному достоинству, ни в чьих именах. Если вы решитесь напечатать этот спектакль - то напечатайте его поскорее. В противном случае, прошу Вас передать его К. Д. Кавелину. Впрочем, авось либо на этот раз попытка моя будет поудачнее статьи о Дидро 2 , посланной Вам через П. Н. Кудрявцева и попавшей, кажется, в несчастное время. Скажу Вам прямо, что, по некоторым причинам, мне было бы несравненно приятнее печататься в "Отечественных) записках", чем в "Современнике". В ожидании Вашего ответа имею честь быть, с глубоким уважением к Вам и к Вашему журналу Ап. Григорьев. 1849. Февр. 28. Москва. Примечания Печатается по подлиннику: РНБ. Ф. 391 (А. А. Краевский). Ед. хр. 301. Л. 1-2. Впервые опубликовано: Рукописный отдел ИПБ. Отчет за 1889 г. СПб., 1893. С. 354. См. также Материалы. С. 119-120 (№ 14). В архиве издателя "Отечественных записок" Андрея Александровича Краевского сохранилось 6 писем к нему Г. Познакомились они (очевидно, благодаря московским соратникам Краевского по журналу П. Н. Кудрявцеву и А. Д. Галахову) в конце 1848 или в начале 1849 г. Из большого количества предлагавшегося Г. материала Краевский опубликовал в своем журнале лишь "Заметки о Московском театре" (июль 1849 - сентябрь 1850 г.), а также статью "Стихотворения А. Фета" (1850. № 2) и некоторые разделы в коллективном обзоре "Русская литература в 1849 г." (1850. № 1). Несмотря на неоднократные попытки Г. возобновить сотрудничество, Краевский относился к нему прохладно; лишь в 1860 г. в "Отечественных записках" (№ 4, 5) была опубликована статья Г. "Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны". 1  ... как драма, так и комедия, из которых состоит этот...
    5. Сербиненко В. В.: Григорьев Аполлон Александрович
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: значения общины, невнимания к новым жизненным силам русского общества (городское мещанство, купечество). По Григорьеву, и для славянофильства, и для западничества характерно «теоретизирование», схематическое ограничение исторической жизни («кладут жизнь на прокрустово ложе»). Однако общинный идеал славянофилов при всей его «книжности» («старый византийский стиль») все же, согласно Григорьеву, несравненно богаче положительным содержанием, чем программа западничества, итоговый идеал которого - единообразие («казарменность»). Наиболее полно философское мировоззрение Григорьева представлено в созданной им теории «органической критики», связанной с признанием органичности самого искусства, в произв. которого находят синтетическое воплощение «органические начала жизни». Искусство не отражает жизнь (в смысле ее копирования), а само есть часть жизненного процесса, его «идеальное выражение». Опираясь на Шеллинга, Григорьев определяет высшую форму художественной деятельности как гармоническое единство бессознательного творчества (процесс художественной типизации) и «идеального миросозерцания» (глубоко осознанного, органического восприятия художником действительности). Такая апология искусства в шеллингианско-романтическом духе служит у Григорьев основой понимания реалистической традиции русской литературы. «Правда жизни»,...
    6. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 1. Размер: 166кб.
    Часть текста: и притом не насильственно занимают собравшихся, предложен был Вами вопрос: имеет ли право художник переноситься совершенно в чуждые ему состояния духа, миросозерцание, строй чувствований? Таков был общий смысл вопроса, предложенного Вами по поводу, не помню какого именно, частного случая; в нем заключалось два смысла: 1) имеет ли право художник как известное лицо, с известным образом мыслей, с известною настроенностью чувствований, переноситься в состояния духа, ему чуждые, в настройства чувствований, более напряженные или менее напряженные, нежели свойственное ему душевное настройство, и 2) имеет ли право художник как сын известного века, член известной церкви и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.  II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от художника и от художества, то оно совершенно очевидно, в котором бы из двух смыслов мы вопрос ни взяли. Как я буду мыслить, верить и чувствовать, а...