• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "MAL"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.
    Входимость: 2. Размер: 144кб.
    2. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    3. Григорьев А. А. - Погодину М. П., около апреля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    4. Григорьев А. А. - Протопоповой Е. С., 3 (15) января 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    5. Наши литературные направления с 1848 года (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    6. Один из многих. Эпизод третий. Создание женщины
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    7. Несколько слов о законах и терминах органической критики
    Входимость: 1. Размер: 41кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.
    Входимость: 2. Размер: 144кб.
    Часть текста: взгляда и тона, впервые появилось с особенною яркостию имя, которому суждено было долго играть истинно путеводную роль в нашей литературе. В "Молве", издававшейся при "Телескопе" Надеждина, появлялись в течение нескольких месяцев статьи под названием "Литературные мечтания". Эти статьи изумляли невольно своей беспощадной и вместе наивной смелостию, жаром глубокого и внутри души выросшего убеждения, прямым и нецеремонным поставлением вопросов, наконец тою видимой молодостию энергии, которая дорога даже и тогда, когда впадает в ошибки -- дорога потому, что самые ошибки ее происходят от пламенного стремления к правде и добру. "Мечтания" так и дышали верою в эти стремления и не щадили никакого кумиро-поклонения, во имя идеалов разбивали простейшим образом всякие авторитеты, не подходившие под мерку идеалов. В них выразилось первое сознательное чувство нашей критики -- я говорю чувство, а не взгляд -- ибо в них все было чувство. Так как по общему...
    2. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    Часть текста: и член известного народа переноситься в миросозерцание и строй чувствований, чуждые ему как таковому? Всеми беседовавшими вопрос был взят преимущественно с этой последней стороны и каждому из них, несмотря на разницу взглядов, показался в высшей степени важным. Таков он был и на самом деле в обоих его смыслах. Если выразить его другими словами, он будет заветнейшим вопросом настоящей минуты, вопросом о правде , которой мы требуем от художества, об искренности отношений художника к жизни и об искренности его таланта. С другой стороны, в вопросе заключается новый вопрос о связи художества с нравственностью, по существу своему весьма тревожный и который долгое время старались обходить, потому что разрубка его оказалась далеко не столь беспоследственною, как разрубка Гордиева узла Александром. Наконец, вопрос подкапывался под основания великолепной, хотя весьма зыбкой постройки, сооруженной покойной Гегелевскою эстетикой на двух фундаментах: субъективности и объективности, с широким проездом между обоими.  II Что касается до первой стороны вопроса, т. е. до его тождества с современным требованием правды и искренности от художника и от художества, то оно совершенно очевидно, в котором бы из двух смыслов мы вопрос ни взяли. Как...
    3. Григорьев А. А. - Погодину М. П., около апреля 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: А. А. - Погодину М. П., около апреля 1857 г. 167. М. П. ПОГОДИНУ Около апреля 1857. Москва Достопочтеннейший Михаил Петрович! Опять отношусь к Вам письменно, ибо словесно я редко могу высказывать положительно и ясно то, чего я желаю. В настоящую минуту душевное состояние мое истинно ужасно и дела мои дошли уже до той степени, на которой нужна становится непосредственная помощь Бо-жия. Не толковал бы я, впрочем, ни о состоянии своей души, ни о состоянии своих дел, если бы по несчастию моя больная и, как старый разбитый инструмент, расстроенная личность не связывалась с делом, которое и выше и дороже ее. По несчастию со мною связано целое направление, направление пренебрегаемое, не признаваемое - но явно единственно истинное в настоящую минуту, втихомолку повторяемое теми самыми, которые так сильно ругались, клеветали, позорили нас. Мысль моя, т. е. наша, вызрела во мне до того уже, что никакой поворот никуда не возможен. Я умру с голоду, прежде чем отдать кому-либо хоть частицу того, что я и Островский считаем нашим исповеданием - ибо, твердо верю, тут только настоящая правда, правда в меру, правда не из личных источников вышедшая. Пусть я слаб, как ребенок, иногда пусть я падок на всякие жизненные увлечения -но никакой слабости и никакому увлечению не отдам я того, что считаю правдою. Участь этой правды в настоящую минуту совершенно подобна участи Сына Человеческого: "Лиси язвины имуть и птицы гнезда; Сын же Человеческий не имать где главы подклонити" 1 . Правда, которую я исповедаю (да, кажется, и Вы), твердо верит вместе с славянофилами, что спасение наше в хранении и разработке нашего народного, типического; но, как скоро славянофильство видит народное начало только в одном крестьянстве (потому что оно у них связывается с старым боярством), совсем не признавая бытия чисто великорусской промышленной стороны России,...
    4. Григорьев А. А. - Протопоповой Е. С., 3 (15) января 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: Я Вас так много, так просто люблю... так, если хотите, страстно - ибо и дружба в отношениях к женщинам принимает всегда страстный характер... Чего и чего я не передумал вследствие Вашего молчания - каких подлых аналитических соображений не приходило мне в голову?.. Злобное, но милое творение, ведь из тона писем Вы должны были понимать, что я хандрю, злобствую, болен душевно -постоянно. Экой противный женский эгоизм, - кокетство - не показаться в моральном дезабилье... Ну-с! - с чего начать прикажете?.. Начну с того, что теперь два часа ночи (сплю я отвратительно), что во мне какая-то лихорадка хандры, что за то, чтобы проснуться завтра с мыслию, что Вы у нас (как бывало), я отдал бы 2 /з остальной жизни. Глупо-с? не правда ли? А это так! Вы для меня последняя светлая улыбка жизни (ибо улыбка и грамматически - непременно женского рода), что в последние времена наших отношений, я говорил с Вами так, как ни с одним из друзей не говорил, давал Вам заглядывать в такие abymes** моего бытия, от которых Вы отворачивались с лихорадочным ужасом... Что ж мудреного, что измученный, истерзанный и работою собственной мысли, и пошлостью всего меня окружающего и воспоминаниями - я зову Вас, как сестру, как Ангела, как друга... Все так неумолимо-окончательно порешилось для меня в душевных вопросах, так последовательно обнажилось до желтых и сухих костей скелета - так суровы стали мои верования, так бесповоротны и так безнадежны все ненависти - что дышать тяжело, как в разряженном и резком воздухе высоких гор. Долго надобно было бы толковать о том, почему безнадежность обуяла меня во время, исполненное, по-видимому, великих надежд... Дело-то в том, что для меня эти надежды - издали еще больше, чем вблизи - пахнут серою подземной ...
    5. Наши литературные направления с 1848 года (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 89кб.
    Часть текста: с 1848 года (старая орфография) "Время", No 2, 1863   НАШИ ЛИТЕРАТУРНЫЯ НАПРАВЛЕНIЯ СЪ 1848 ГОДА _____ I Въ 1848 году умеръ Белинскiй. Есть смерти, которыя, какъ оне ни горестны, имеютъ все-таки огромное значенiе уже темъ самымъ, что освещаютъ положенiе делъ, проводятъ черту разделенiя между разнородными, но дотоле смешанными групами фактовъ жизни... Белинскiй умеръ въ ту минуту своего развитiя, -- а его развитiе какъ генiальнаго человека было фокусомъ, отражавшимъ наше общее развитiе, -- когда направленiе, котораго онъ былъ жрецомъ и провозвестникомъ, дошло до своихъ геркулесовыхъ столповъ, ударилось въ стену. Дальше идти было некуда -- начинались уже отступленiя. Великiй борецъ палъ истощенный только физически, ибо по живучей и страстной природе своей онъ сумелъ бы смело прорваться за геркулесовы столпы, но темъ не менее онъ палъ. Направленiе похоронило въ немъ главу и предводителя... Мрачны, скудны и скорбны были эти похороны, ибо мрачна и скорбна была самая минута эпохи. Мысль, воспитавшаяся въ потаенной и...
    6. Один из многих. Эпизод третий. Создание женщины
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: зимнее солнце пробивалось и через них своим холодным светом; на круглом столе церед диваном стоял уже самовар и кипел, распространяя по комнате не слишком благовонный запах угольев. И долго бы простояла еще в сладком полузабвении рыжая девка, если бы из него не вывела ее полновесная пощечина. Девка только обернулась, нисколько не удивляясь, по-видимому, приветствию. Перед ней была Варвара Андреевна, в черном демикотоновом капоте, в спальном чепце. Даже черты лица самой Варвары Андреевны, искривленные всегдашним болезненным страданием, не выразили ни досады, ни гнева в ту минуту, когда ее бледная, костлявая, иссохшая рука давала обычную оплеуху. Девка флегматически принялась двигать щеткою по полу. - А чашки? - закричала Варвара Андреевна, садясь на диван перед, самоваром. Девка машинально подошла к дверям. - Форточку опять не отворяла, бестия! - остановила ее Варвара Андреевна, - опять накурила самоваром... Ох, ох! тошно... я и так уж мученица, и без того голова болит, ох, ох!.. Девка мимоходом коснулась рукою форточки. - Простуди еще меня теперь, - закричала Варвара Андреевна, с яростию подымаясь с дивана. - Спирту дай поскорее, мерзавка... да чашки-чашки... Девка была уже за дверями гостиной. Варвара Андреевна взглянула кругом себя, в ее лихорадочно сверкавших глазах выразилось глубокое, сдавленное страдание. - Митя, - прошептала она глухо. По ее впалым щекам покатилась слеза. Она задумалась, она не обратила даже внимания на то, что рыжая девка, вместо двух чашек, принесла только одну, почти бессознательно положила две ложечки чел в чайник и поставила его на комфорку самовара. Она была жалка в эту минуту - кругом ее, бедной, больной женщины все дышало одиночеством и тоской безысходною. Она сняла чайник с комфорки и налила себе чашку. - Где же другая чашка! - спросила она ...
    7. Несколько слов о законах и терминах органической критики
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    Часть текста: очень трудно... Всякое требование, всякая, говоря философским языком, потенция или возможность, возникающая по завершении чисто отрицательной работы, как логический, неотразимый вывод, -- сначала является только в виде смутного очерка, который наполнить содержанием предоставляется времени. Из того, что умерла для нас критика чисто эстетическая, т. е. взгляд на искусство как на нечто от жизни отрешенное, как на особую, резко отграниченную область, -- равно как из того, что несостоятельною оказалась и критика односторонне-историческая, т. е. взгляд на искусство как на нечто жизни подчиненное, дагерротиппо-бессмысленно отражающее жизнь во всем ее случайном и неслучайном, -- логически вытекало требование иного рода критики. Логически же обозначилось и общее значение этой критики; взгляд на искусство как на синтетическое, цельное, непосредственное, пожалуй, интуитивное разумение жизни в отличие от знания, т. е. разумения аналитического, почастного, собирательного, поверяемого данными. Логически же вытекало из этого и значение самого искусства как фокуса или сосредоточенного отражения жизни в том вечном, разумном и прекрасном, что таится под ее случайными явлениями. Не желая повторяться и убежденный, что только те читатели возьмутся за мои теперешние заметки и дочтут их до конца, которые читали или захотят прочесть статью "Библиотеки для чтения", -- я останавливаюсь только на ее логических выводах. С ними же, с этими логическими выводами -- если судить о молчании, как о безмолвном согласии -- все или, по крайней мере, многие согласились. Не всякий, кто может выполнить отрицательную задачу, т. е. кто может указать на несостоятельность известных данных в известную минуту и подвести логические итоги, т. е. выставить требование, способен определить это требование. Требование есть истина,...