• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1883"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 31 декабря 1860 г.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    2. Ильин Николай: заклинатель стихий. 7. Органическая критика как философия культуры. О значении слов: "Пушкин – наше всё"
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    3. Зильберштейн И. С.: Аполлон Григорьев и попытка возродить "Москвитянин"
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    4. Осповат Л. Л.: К портрету Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    5. Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 25 февраля 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    6. Блок А. А.: Судьба Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    7. Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 11 января 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    8. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 1. Размер: 87кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 31 декабря 1860 г.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: 1860. Санкт-Петербург Александр Петрович! Я кончаю два довольно больших стихотворения Байрона 1 - и заеду к Вам с ними сегодня в семь часов. Ради Бога (если они Вам, разумеется, понравятся), дайте мне за них нынче же, т. е. как я к Вам приеду и прочту, - денег (по четвертаку за стих, как прежние). От этого зависит - посадят ли меня завтра, т. е. в новый год, в долговое или нет! Ваш Ап. Григорьев. 1860 г. Дек. 31. Примечания Печатается по подлиннику: ИРЛИ. 10. 277 / XIV с. 94. Л. 1. Впервые опубликовано (с небольшими сокращениями): Милюков А. А. А. Григорьев и Л. А. Мей. (Отрывок из воспоминаний) // Исторический вестник. 1883. № 1. С. 100. См. также Материалы. С. 263 (№ 106). Три сохранившиеся письма Г. к Александру Петровичу Милюкову, литератору и журналисту, относятся к 1860-1861 гг., к периоду их совместного участия в либерально-эклектическом ежемесячном журнале "Светоч", где Милюков заведовал редакцией. Сблизились они в 1860 г. Г. посвятил Милюкову перевод байроновского "Прометея" (см. примеч. 1) г ио относился к коллеге, хотя и с симпатией, однако достаточно сдержанно (см. письма к Н. Н. Страхову от 12 и 21 августа 1861 г.). Милюков же всегда ценил Г. как поэта, критика, человека и посвятил ему интересные воспоминания (впервые опубликованы: Исторический вестник. 1883. № 1. С. 98-109; в исправленном и дополненном виде: Милюков А. П. Литературные встречи и...
    2. Ильин Николай: заклинатель стихий. 7. Органическая критика как философия культуры. О значении слов: "Пушкин – наше всё"
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    Часть текста: сама себя мыслит», как отмечал Страхова в статье «Главная черта мышления» {209}, напечатанной всего через два года после смерти Григорьева[1]. Вполне в духе своего покойного друга Страхов пишет далее в той же статье: «Мысль есть свет, при помощи которого можно видеть не только другие предметы, но и самый этот свет, самую мысль» {210}. Пониманием того, что человеческое мышление есть свет, который озаряет всё живое , пронизано, как уже отмечалось, всё творчество Аполлона Григорьева, а статья о критическом взгляде на критику – в особенности, так как свет критической мысли озаряет здесь именно самого себя, не теряя из виду и созданий подлинного искусства. Можно уверенно сказать, что Ап. Григорьев и вслед за ним Н. Н. Страхов были первыми русскими мыслителями , которые твердо отстаивали достоинство человеческой мысли , задав тем самым один из лейтмотивов русской классической философии[2]. Это достоинство весьма смутно представляли старшие славянофилы, а так называемая «русская религиозная философия» уже категорически отрицала, используя жупел «рационализма». Тем же жупелом, утратившим последние остатки оригинальности, усердно пользуются и нынешние апологеты «православной философии», наивно полагая, что нападки на «рационализм», на «человеческое, слишком человеческое» мышление отличают их от современных западных философов. Какое жалкое самообольщение! Ненависть к «картезианскому» идеалу рациональной мысли переросла на Западе в откровенную паранойю, которая отчетливо звучит, например, в следующих словах Л. Витгенштейна: «Философия не принадлежит к ведомству...
    3. Зильберштейн И. С.: Аполлон Григорьев и попытка возродить "Москвитянин"
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    Часть текста: и "Эпоха" -- литературный критик и поэт Аполлон Александрович Григорьев был видным теоретиком "почвеничества". Не только при его ближайшем участии, но в какой-то мере и под его влиянием формировалось направление журналов братьев Достоевских, определялась их идейная программа. Ап. Григорьев активно сотрудничал во "Времени" в первые месяцы 1861 г. Но уже в июне из-за разногласий с редакторами он уехал в Оренбург и оттуда в своих письмах выражал резкое недовольство по поводу симпатий "Времени" к "Современнику". 16 сентября 1861 г. Ап. Григорьев писал из Оренбурга М. П. Погодину: ""Время" идет хорошо, платит хорошо; "Время" мной дорожило и дорожит. Но "Время" имеет наклонность очевидную к Чернышевскому с компанией,-- и я не остался в Петербурге". А спустя три месяца -- 12 декабря -- Ап. Григорьев делится своими мыслями по тому же поводу с Н. Н. Страховым: ""Времени", чтобы быть самостоятельным, нужно: или 1) окончательно изгнать меня и тебя и постараться переманить Чернышевского, или 2) быть последовательным в своей вере в поэзию и жизнь, в идею народности вообще (в противоположность абстрактному человечеству),-- воспользоваться ошибками славянофильства, как всякой теории, и встать на его место" 1 . В недавно вышедшей монографии о журнале "Время"...
    4. Осповат Л. Л.: К портрету Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: ценностей и обычаев. Этому культурному статусу соответствовало «метеорское» (по его собственному слову) жизнеповедение, почти никогда не подчинявшееся общепринятым нормам и почти всегда непредсказуемое. Как бы со стороны разглядывая тот человеческий тип, который он представлял едва ли не в единственном числе, Григорьев высказался весьма откровенно: «Столь упорной воли с величайшей бесхарактерностью, горячей веры с безобразным цинизмом, искренних убеждений с отсутствием всяких прочных основ в жизни… право, я не умею иначе назвать, как хаосом моего последнего романтика» [1] . По отзыву близкого к нему в начале 1860-х гг. Н. Н. Страхова, Григорьев «старался возводить свои мысли и чувства до идеальной глубины и чистоты; если же обрывался в этих усилиях, то прямо переходил в противоположную крайность и погружался в беспорядок жизни с каким-то сладострастием цинизма» [2] . Следует, однако, уточнить: движение от «высокого» к «низкому» (как и возвратное) отнюдь не всегда было безостановочным. Григорьев опытным путем изучил состояние «хандры», подразумевавшее и обыкновенную апатию, и то, «что у хороших людей зовется угрызениями совести», и такое томление духа и души, которое в русской романтической традиции — вслед немецкой — именовалось Sensucht. Другое дело, что и этой тоской Григорьев, по выражению Достоевского, заболевал «весь, целиком, всем человеком, если позволят так выразиться» [3] . Столь интенсивное («во вся распашку») переживание жизни, сам склад его натуры, которой владели неуемные страсти, исключали всякую надежду на благоустройство дел...
    5. Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 25 февраля 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: А. А. - Милюкову А. П., 25 февраля 1861 г. 259. А. П. МИЛЮКОВУ 25 февраля 1861. Санкт-Петербург Добрейший Александр Петрович! Обещанная статья об "идеализме и реализме по поводу изданий сочин(ений) Тургенева и Писемского" - благополучно начата, благополучно продолжается и, вероятно, благополучно кончится к середе 1 . Ежели Вам угодно получить ее - то прошу Вас прибыть ко мне в середу вечером или в четверг утром. Я ее Вам прочту - а Вы, если найдете ее соответствующею Вашему журналу, - вручите мне, впредь до окончательного расчета по напе-чатании, пятьдесят рублей, так как она выходит более одного листа с четвертью. Четвертью придется доплатить за то, чего мать наша цензура не пропустила в "Прометее" 2 . Потрудитесь кратчайшею запискою уведомить меня 1) когда именно Вы у меня будете, т. е. в середу или четверг и 2) можете ли Вы* дать мне в середу вечером или в четверг утром вышеозначенную сумму. Знать это определенно мне крайне необходимо. Позвольте просить Вас прислать мне вторую книжку "Светоча". Жму Вашу руку Ваш душевно Ап. Григорьев. 1861 год. 25 февр. Суббота. На обороте: Его высокородию Александру Петровичу Милюкову. На Офицерской улице, в доме Якобса, в третьем этаже, квартира № 14. Примечания Печатается по подлиннику: ИРЛИ. 10. 277 / XIV с. 94. Л. 3-4. Впервые опубликовано (частично): Милюков А. А. А. Григорьев и Л. А. Мей (Отрывок из воспоминаний) // Исторический вестник. 1883. № 1. С. 101. См. также Материалы. С. 265 (№ 110). 1  Обещанная статья... кончится к середе. - Статья Г. "Реализм и идеализм в нашей литературе. (По поводу нового ...
    6. Блок А. А.: Судьба Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    Часть текста: том "Сочинений"; то и другое теперь - библиографическая редкость (особенно стихи). О Григорьеве не написано ни одной обстоятельной книги; не только биографической канвы, но и ученой биографии Григорьева не существует. Для библиографии Григорьева, которая могла бы составить порядочную книгу, не сделано почти ничего. Где большая часть рукописей Григорьева - неизвестно. Судьба культуры русской определяется на наших глазах. В наши дни "вопрос о нашей самостоятельности" (выражение Григорьева) встал перед нами в столь ярком блеске, что отвернуться от него уже невозможно. Мне кажется общим местом то, что русская культура со смерти Пушкина была в загоне, что действительное внимание к ней пробудилось лишь в конце прошлого столетия, при первых лучах нового русского возрождения. Если в XIX столетии все внимание было обращено в одну сторону - на русскую общественность и государственность, - то лишь в XX веке положено начало пониманию русского зодчества, русской живописи, русской философии, русской музыки и русской поэзии. У нас еще не было времени дойти до таких сложных явлений нашей жизни, как явление Аполлона Григорьева. Зато теперь, когда твердыни косности и партийности начинают шататься под неустанным напором сил и событий, имеющих всемирный смысл, - приходится уделить внимание явлениям, не только стоящим под знаком "правости" и "левости"; на очереди - явления более сложные, соединения, труднее разложимые, люди, личная судьба которых связана не с одними "славными постами", но и с "подземным ходом гад" и "прозябаньем...
    7. Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 11 января 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Григорьев А. А. - Милюкову А. П., 11 января 1861 г. 255. А. П. МИЛЮКОВУ 11 января 1861. Санкт-Петербург Добрейший Александр Петрович! Я сажусь. Будьте столько милы и добры, как всегда Вы ко мне были в это последнее время, - а именно 1) Отдайте вручительнице этой записки 2 р. 75 к., которые по счету мне приходились; 2) Отошлите листки статьи, которые она вручит Вам, М. М. Достоевскому - и 3) Навестите меня как-нибудь в Тарасовом доме 1 . Искренне Вас уважающий Аполлон Григорьев. 1861 г. Янв. 11. Примечания Печатается по подлиннику: ИРЛИ. 10. 277 / XIV с. 94. Л. 2. Впервые опубликован отрывок: Милюков А. А. А. Григорьев и Л. А. Мей. (Отрывок из воспоминаний) // Исторический вестник. 1883. № 1. С. 100. См. также Материалы. С. 263 (№ 107). 1 ... в Тарасовом доме. - Т. е. в долговом отделении.
    8. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    Часть текста: Отношение "Григорьев - Бергсон" видится Гроссману отношением идентичности. "Ученик Шеллинга, Аполлон Григорьев был бергсонианцем avant la lettre, и если бы мы хотели составить канон правил и литературной критики по учению знаменитого философа, мы бы лучше всего разрешили бы эту задачу, обратившись к забытым страницам непризнанного критика "Москвитянина". В них поистине заключён полный декалог новой критики"[ii]. В 1916 г., то есть через два года после Гроссмана, А. А. Блок, видевший в творчестве Григорьева исключительно важный культуростроительный ориентир русской жизни, "единственный мост" между современностью и пушкинской гармонией, явно не принял формы, в которой Гроссман высказал похвалу Григорьеву-критику. "Не знаю, много ли это для русского мыслителя - "предвосхитить Бергсона и Зиммеля"; только в устах автора статьи это - большая похвала"[iii]. Тем не менее ту же самую "гроссмановскую" формулу "бергсонианца до Бергсона" применительно к Григорьеву мы встречаем в статье французского автора С. Лафит[iv]. Как видим, точка зрения, полагающая отношение "Григорьев - Бергсон" лишь отношением исторического предвосхищения зрелости к самой зрелости, вызывает сдержанное, холодное, но явное сопротивление Блока. Чтобы определиться в виду этих позиций нам предстоит выявить подразумеваемые в приведённых суждениях литературно-критические и эстетические параллели в творческом наследии...