• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "MORT"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Григорьев А. А. - Гоголю Н. В., 17 ноября 1848 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    2. Знаменитые европейские писатели перед судом русской критики (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    3. Два эгоизма. Действие третье
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    4. Григорьев А. А. - Эдельсону Е. Н., 5 (17) декабря 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    5. Плачевные размышления о деспотизме и вольном рабстве мысли (из записок ненужного человека)
    Входимость: 1. Размер: 44кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьев А. А. - Гоголю Н. В., 17 ноября 1848 г.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    Часть текста: сказать, в призраках то же, что еще прежде высказывал в парадоксах мыслитель, ту основную мысль, что виноваты не мы, а та ложь, сетями которой опутаны мы с самого детства. Сколько ума, расточенного на отрицание высшего двигателя человеческой деятельности, свободы и сопряженной с нею ответственности, - сколько меткой злости, потраченной на то, что злости не стоит, сколько грусти, но не любовной, а эгоистической грусти - грусти не за святыню человеческого духа, а скорее за мелочное самолюбие! Но эта книга -важный факт; крайняя исповедь убеждений. Из нее следует, 1) что человек, глубоко чувствующий и горящий жаждою деятельности, должен обречь себя на бездействие, что следственно честный человек - синоним с бесплодным человеком; 2) что женщина - единственная задача жизни для мужчины и наоборот, а что вне этой задачи для того и другой - остается только умирать в безмолвном и гордом спгра-даньи, как выразился поэт этого направления 2 - 3) что никто и ни в чем не виноват, что все условлено предшествующими данными и что эти данные опутывают человека, так что ему нет из них выхода, ибо "привычка есть цепь на человеческих ногах". Одним словом, человек - раб и из рабства ему исхода нет. Это стремится доказывать вся современная литература, - это явно и ясно...
    2. Знаменитые европейские писатели перед судом русской критики (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: Между темъ, не смотря на свою молодость, критика наша -- не въ лице даже одного генiальнаго своего представителя Белинскаго, а вообще, начиная отъ Полеваго и кончая г. -бовымъ, сделала такъ много для нашего умственнаго развитiя, такъ твердо и сознательно толкала насъ впередъ, такъ решительно стояла почти всегда no духу своему въ уровень съ критикою германскою и неизмеримо выше критики французской, такъ положительно наконецъ заявляла иногда свою самостоятельность, -- что принадлежитъ уже къ числу техъ немногихъ явленiй нашей духовной жизни, которыя безъ малейшаго опасенiя за ихъ бытiе, могутъ быть подвергаемы анализу, суду и пересмотру. Мы смело можемъ теперь отделять въ результатахъ ея деятельности шелуху отъ ядра, пшеницу отъ плевелъ, не боясь того, что "восторгая" плевелы -- "восторгнемъ" пожалуй и пшеницу... Было время, что критика наша стояла во главе всего нашего развитiя, мы разумеемъ конечно критику литературную. Эта роль принадлежала критике въ то время, когда въ литературе и притомъ исключительно въ литературе, совмещались для насъ все серьёзные духовные интересы, когда критикъ, не переставая ни на минуту быть литературнымъ критикомъ, въ тоже самое время былъ и публицистомъ, когда его художественные идеалы не разрознивались съ идеалами общественными. Этимъ -- кроме своего огромнаго таланта -- былъ такъ силенъ Белинскiй въ его эпоху, что все другiя убежденiя, кроме его...
    3. Два эгоизма. Действие третье
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    Часть текста: не сводя, я Перед тобой Томлюсь и сгораю, О милый мой… И долгие ночи Погружена… О, знай, — я читаю В очах твоих, И верь — я страдаю, Читая в них… Ты скрытен глубоко, О милый мой, Но светлое око Предатель твой… И пусть я страдаю Тоской твоей, Но я понимаю Язык очей… (Голос Веры становится все тише и тише.) Ставунин (просыпаясь) Проклятый сон… так душно! Вера, Вера! Вера (тихо входя) Тебя я разбудила? Ставунин Нет, давно Пора уж встать. Вера (подавая ему письмо) Письмо. Ставунин По почте? Вера От курьера, По городской… Ставунин Подай сюда, — окно Нельзя ли отворить? Вера Зимою? Ставунин Забылся я… (пробегая письмо и бросая его на стол.) Мне душно. Вера (садясь на табурет, почти у ног его) Что с тобою? Ставунин Так. Вера Болен ты?.. Ставунин (играя ее волосами) Нет, нет… на память мне Пришли теперь ребяческие годы… (Как бы говоря с самим собою.) Одну тоску я помня в старине… Все так же душно было мне, И все хотелося свободы, И все сжимало что-то грудь, И все просило что-то воли… И что-то сжатое свободнее вздохнуть Хотело… Боже мой… широкий, светлой доли Молил я жадно… жил во мне недуг Неизлечимый вечно — а вокруг Все было пусто так и душно… Тогда я подходил к замерзшему окну Взглянуть на звезды… Звезды равнодушно Сияли мне… и верил долго вздору, И вздор один сменил на вздор другой, Такой же странный… И другую пору Я помню: стал мне гадок шум людской… Среди людей, как и с самим собою, Мне стало душно… был я одинок Средь их толпы, меня с рожденья рок Наполнил глупою тоскою… И в жизни жил я так же сном, И так же пусто было все кругом… В сравненьи с этим сном так вяло, бледно… Так злом и горем бледно… К звездам я не стремлюся… но не мог...
    4. Григорьев А. А. - Эдельсону Е. Н., 5 (17) декабря 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: и благороднейших своих представителей - подняла вопрос о правах плоти, в противоречии якобы с суровыми требованиями того, что она назвала прежде духом и что в сущности есть только негация, математический знак: ≈ , тогда как Дух есть ±. Идеалы ее изжились, испошлились во фразу, в жест, в эффект. Утопиям нечего было делать иного, как строить по негативным линиям. Все это - допотопно выразилось в страшной, последовательной и самой себе противоречащей формуле: Liberte, egalite, fraternite - ou la mortl..* Ни liberte, ни egalite, ни fraternite нет покаместь - потому взять неоткуда - но la mort действовала достаточно - а все без пользы. Но из этого никак не следует, чтобы первая половина формулы, правильно понятая, была виновата - и не следует отрекаться от оной из-за безобразия второй. Между тем у нас (как лично у нас, в нашем малом кружке, так и кругом) происходило постоянно подобное отречение. Это - маленькое предисловие к другому делу, которое я оставил, к делу Н. Крылова, к делу безнравственной даровитости, на которую восстали -здесь уже сообразно с своею сухарною природою - ученые и образованные. В статье Крылова есть два элемента: гениальный (c'est le mot propre**), элемент художества и вдохновения - и хамский, при том хамский двух родов: хамский демократический и хамский совсем 1 . Ученые и образованные восстали именно на элемент гениальный. Что ж делали мы? Или, как ты, сомневались - уж верить ли точно гениальности изложения, потому что ведь он же точно наделал грамматических и всяких ошибок - или, как...
    5. Плачевные размышления о деспотизме и вольном рабстве мысли (из записок ненужного человека)
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: я хотел только немножко «форсу задать»… Я, как Антип Антипыч, - «шутки шучу». С трагических ходуль сведем наш вопрос в простые житейские и литературные области. Я, например, твой покорнейший слуга, ненужный человек, - представляю для самого себя любопытный психический феномен… В то время как всякий стоит под каким-нибудь знаменем, я решительно ни под одно стать не могу. Я сочувствую всем вообще, но ни одному исключительно, а решительно всем, без исключения всем. Заметь это, благородная редакция!.. Но позволь лучше изложить тебе по пунктам мои сочувствия. Во-первых, я тебе сочувствую. За что? - спросишь ты с лукавою, но перворожденности твоей приличною скромностью. Знаешь ли что? Ведь, собственно, за то, что ты еще молода. О, не дай бог, чтобы к тебе шли слова пушкинского Карлоса к Лауре: Ты молода и будешь молода Еще лет пять иль шесть…{335} Нет - будь вечно молода или сумей умереть в пору! Ромео умер - с ним Джульетта: Шекспир знал жизнь, как бог… Сохрани лучше, даже с...