• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "SONT"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.
    Входимость: 2. Размер: 144кб.
    2. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    3. Григорьев А. А. - Боткину В. П., конец апреля (после 26) 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    4. Отживающие в литературе явления (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    5. Другой из многих
    Входимость: 1. Размер: 219кб.
    6. Белинский и отрицательный взгляд в литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    7. Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    8. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 9 (21) февраля 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.
    Входимость: 2. Размер: 144кб.
    Часть текста: из московских журналов, пользовавшемся весьма небольшим успехом, но взамен того отличавшемся серьезностию взгляда и тона, впервые появилось с особенною яркостию имя, которому суждено было долго играть истинно путеводную роль в нашей литературе. В "Молве", издававшейся при "Телескопе" Надеждина, появлялись в течение нескольких месяцев статьи под названием "Литературные мечтания". Эти статьи изумляли невольно своей беспощадной и вместе наивной смелостию, жаром глубокого и внутри души выросшего убеждения, прямым и нецеремонным поставлением вопросов, наконец тою видимой молодостию энергии, которая дорога даже и тогда, когда впадает в ошибки -- дорога потому, что самые ошибки ее происходят от пламенного стремления к правде и добру. "Мечтания" так и дышали верою в эти стремления и не щадили никакого кумиро-поклонения, во имя идеалов разбивали простейшим образом всякие авторитеты, не подходившие под мерку идеалов. В них выразилось первое сознательное чувство нашей критики -- я говорю чувство, а не взгляд -- ибо в них все было чувство. Так как по общему органическому закону мироздания ни одна мысль не является в стройной форме, не пройдя наперед несколько форм так сказать допотопных, то и "Литературным мечтаниям" Виссариона Григорьевича Белинского (под ними подписался он еще таким образом: "он... инский". Чембар. 1834 г. дек. 12 дня. Но все молодое поколение знало хорошо имя того, кто так смело и честно...
    2. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    Часть текста: Стихотворения Н. Некрасова I Отчего это так у нас теперь устроилось, что ни об одном важном и знаменательном литературном явлении нельзя в настоящую минуту начать говорить, не попутавшись наперед в наших печальных литературных дрязгах? Вот первый вопрос, которым задается непременно всякий искренний критик, если он действительно искренен. И ведь, право, чем явление важнее и знаменательнее, тем неизбежнее является эта горькая необходимость. Хотелось бы прямо о деле говорить, определить по крайнему, честному разумению место и значение известного литературного факта в ряду других фактов, оценить его безотносительное достоинство,-- так нет: прежде распутай паутину, которая соткалась вокруг факта, и для того, чтобы распутать эту паутину, во-первых, прежде всего подыми литературную историю факта, то есть расскажи, как факт принимался нашею так называемою критикою,-- которая, право, после Белинского утратила уже свой первый шаг перед литературою; рассмотри, почему он так или иначе принимался, и, во-вторых, подними непременно общие вопросы, как будто все, что толковано о них великим критиком, погибло совершенно бесследно. В пример того и другого неудобства позвольте привести вам несколько доказательств. Возьмете ли вы явления крупные: ну хоть, например, "Минина" Островского (хорош он или нет -- не об этом покамест речь), "Мертвый дом" 1 Ф. Достоевского (надеюсь, что редакция журнала...
    3. Григорьев А. А. - Боткину В. П., конец апреля (после 26) 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: accreditees et alimentees par le fanatisme et Г ignorance. Voila pourquoi cette antipathie a presque totalement disparu de l'Occident, a mesure que la civilisation et les lumieres у rendirent les populations plus raisonnables et mois sujettes a de vieux prejuges inutiles, ou meme nuisibles. Si cette antipathie conserve encore assez de tenacite chez les Chretiens du rite Occidental habitants de Г Orient, outre que ces Chretiens ne sont pas encore assez civilises, comme leur correligionnaires de l'Occident, cette antipathie est aussi devenue chez eux, plutot une espese des represailles contre leurs conationaux les Chretiens du rite Oriental, qu'un sentiment base sur quelque motif reel. Les Occidentaux habitants de Г Orient haissent leurs compatriotes du rite Oriental pour la seule raison que ceux-ci les detestent. Mais chez les Chretiens du rite Oriental cette antipathie est calcule'e, systematique et de'coule de motifs reels, se base sur des principes inalte'rables, et a pour cause etpour but Г interet le plus precieux de I'homme social: Г existence nationale (L'Eglise Orientale, par Jacques G. Pitzipios. Rome. Imprimerie de la propagande. 1855. - Partie IV-me - p. 26)*. Это - слова одного из главных основателей известного Вам, конечно, общества пропаганды, слова, взятые из книги, крайне недобросовестной, исполненной тонких лжей на восточную церковь и вместе - грубой лести нашему русскому...
    4. Отживающие в литературе явления (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    Часть текста:   ВЪ ЛИТЕРАТУРЕ ЯВЛЕНIЯ. ____ Эпоха. 1864. N7   Prolegomena. Когда то, -- а именно тогда, когда намъ, какъ всякому только-что поднимающему голосъ направленiю, еще .... были новы Все впечатленья бытiя когда выходя на арену словесности россiйской, мы несли въ душе множество надеждъ и между прочимъ, надежду на скорое возстановленiе въ ней правильныхъ отношенiй критическаго сознанiя къ явленiямъ литературы, -- готовы были даже говорить съ Тютчевымъ: Жди яснаго назавтра дня мы завели у себя особую рубрику, хоть и необязательную, не постоянную, но все таки -- более или менее заявлявшую притязанiе на прочное существованiе -- именно рубрику: "незамеченныхъ нашей критикою явленiй". Выборъ нашъ палъ съ перваго разу на явленiе вовсе не крупное, но во всякомъ случае крайне несправедливо незамеченное нашей тогдашней критикой -- на разсказъ г. Н. Д. "Лесъ"; -- потомъ на явленiе въ высшей степени важное въ литературе, на такое явленiе, которому, хоть и не въ целости его -- но въ отдельныхъ частяхъ суждено столь же долго, сколько и самой русской литературе, на "Псковитянку" покойнаго Мея -- и наконецъ на деятельность уже безпорно очень крупнаго, перворазряднаго писателя, котораго однако критика наша условилась хвалить какъ-то огульно, не входя въ разборъ его существенныхъ достоинствъ и недостатковъ, мiросозерцанiя и манеры -- на деятельность Л. Толстаго. На томъ мы и остановились. Авторъ "Леса" написалъ после "Воду" и еще кажется что-то: вещи уже вовсе незамечательныя и притомъ отзывавшiяся повторенiемъ "Леса" -- стало-быть на первомъ шаге и остановился. Во всякомъ случае, мы нисколько не раскаявались, что съ большимъ сочувствiемъ отнеслись къ первой его вещи, потому что въ ней были задатки чего-то очень поэтическаго и хорошаго, а по нашему крайнему, какъ тогдашнему такъ равно и теперешнему разуменiю, --...
    5. Другой из многих
    Входимость: 1. Размер: 219кб.
    Часть текста: бальзамом утешения и спокойствия нашего; какая половина тяжести с нас спала - мы видели, что ты жив и здоров - вот счастье, вот жизнь для нас - благослови тебя Господи, услыши молитву нашу. Ты верно захочешь знать, как провели этот день? Обыкновенно по порядку, явились с поздравлениями и с просвирами домашние, потом дьячки и просвирня, а окончательно Охлабенина Авдотья Тимофевна прислала неразделимые три просвиры, и это нас обрадовало как будто пророчество, что и мы хоть разделились, а все-таки когда-нибудь соединимся. К обеду пришла она, да еще кое-кто, и говорили все об тебе. Ты уведомляешь теперь в каждом письме, что работаешь, а следственно все-таки получаешь и награду, и потому первым правилом себе положи, хотя понемногу, разделываться с долгами и приодеться; последствия тебе докажут, что нет ничего этого на свете лучше: ты будешь спокоен и свободен, а это освежит твою голову, осветлит мысли - и, поверь, на людей и на все будешь иметь другой взгляд; сам поверь это: оборотись назад и увидишь, что мы говорим правду. Рассуждая о делах твоих, призывая имя Господне, дивимся милостям Его; но ты, друг любезный, видя такое благоволение, сохрани заповеди Его и более всего - не надейся на князи и на сыны человеческие и, покуда не получишь обещанной тебе должности, не пренебрегай настоящей; все может еще случиться: или продолжится долго, или какие другие обстоятельства случатся - заметь этот совет. Ты совершенно забываешь отвечать нам на вопросы по нашим письмам; по нескольку раз они повторены, и ты, в своей рассеянности и восторженности, не то что пренебрегаешь, а забываешь; это больно нам не нравится, ибо мы аккуратно хотим знать, получаешь ли ты посылаемое нами,- уведомь! Милушка! не забудь ...
    6. Белинский и отрицательный взгляд в литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    Часть текста: немногихъ сторонниковъ славянофильства. Петръ Великiй есть величайшее явленiе не нашей только исторiи, но и исторiи всего человечества; онъ божество, воззвавшее насъ къ жизни, вдунувшее душу живую въ колоссальное, но поверженное въ смертную дремоту тело древней Россiи... (Соч. Белинскаго, томъ IV. стран. 333). Нетъ, безъ Петра Великаго, для Россiи не было никакой возможности естественнаго сближенiя съ Европою. Повторяемъ: Петру некогда было медлить и выжидать. Какъ прозорливый кормчiй, онъ во время тишины предузналъ ужасную бурю и велелъ своему экипажу не щадить ни трудовъ, ни здоровья, ни жизни, чтобы приготовиться къ напору волнъ, порывамъ ветра, -- и все изготовились хоть и не хотя, и настала буря, но хорошо приготовленный корабль легко выдержалъ ея неистовую силу, -- и нашлись недальновидные, которые стали роптать на кормчаго, что онъ напрасно такъ безпокоилъ ихъ! Нельзя ему было сеять и спокойно ожидать, когда прозябнетъ, взойдетъ и созреетъ брошенное семя: одной рукою бросая семена, другою хотелъ онъ тутъ же и пожинатъ плоды ихъ, нарушая обычные законы природы и возможности, -- и природа отступила для него отъ своихъ вечныхъ законовъ, и возможностъ стала для него волшебствомъ. Новый Навинъ, онъ останавливалъ солнце въ пути его, онъ у моря отторгалъ его довременныя владенiя, онъ изъ болота вывелъ чудный городъ. Онъ понялъ, что полумеры никуда не...
    7. Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: в нашей литературе (По поводу нового издания сочинений Писемского и Тургенева) I   Повсеместное господство так называемого реализма в искусстве и литературе вообще и в нашей литературе в особенности -- факт почти что общепризнанный. Но что именно такое реализм, равно как и что такое противуполагаемый ему иде а лизм, мы или не знаем вовсе, или забыли (после Белинского), или знаем очень смутно. Обыкновенно мы думаем -- если слово "думаем" приложимо к неясным, почти что безотчетным головным данным,-- вот как. Со смертию Байрона, Пушкина, Лермонтова, Мицкевича идеализм в искусстве кончился -- это были его последние могучие представители, последние, которые сообщали ему силу и обаяние. В чем заключались сущность, сила и обаяние их идеализма -- противополагаемого реализму современных нам писателей, мы не определили, да, может быть, даже полагаем, что и определять не стоит. В лиризме ли, то есть в некоторой сверхобычности (чтобы не сказать сверхъестественности) взгляда на жизнь (миросозерцания) и строя чувствований -- в способе ли изображения жизни чертами более широкими, чем подробными, и более синтетическими, чем аналитическими,-- в протесте ли, наконец, и тревожном недовольстве действительностию,-- неизвестно. Да и не все ли равно -- думаем мы! В лиризме, так в лиризме,-- в протесте, так в протесте! Дело в том, что "боги" отошли, а "божки" нам...
    8. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 9 (21) февраля 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: на мою свободу - единственное благо, которое у меня есть и которого никто у меня отнять не может. Княгиня изъявила неудовольствие, что я не возвращаюсь домой в 10 часов вечера. На первый раз я по своему обычаю отшутился - но между прочим сказал моему воспитаннику, что если еще раз услышу что-либо подобное, то, как не заключавший контракта на свою жизнь и свободу - съеду. В другой раз, когда она, облаявши весь дом, вздумала обратить лай на меня, - я в высшей степени вежливо и тихо попросил позволения съехать - и съехал на другой же день - не имея, по прекрасному обычаю своему, ни гроша в кармане - и несмотря на за-сылы и просьбы. Так было надобно сделать, ибо иначе эта баба дойдет до того, что будет наказывать (это, ей-Богу, не шутя), как Бецкого, оставлением без обеда - а Бецким я не хотел бы быть даже за царство небесное. И - viva il popolo! 1* везде, даже в растленной Италии. Слуги княгини провожали меня чуть что не со слезами, оказывали всевозможные услуги, за что были, как следственно, обруганы барынею... Но - мы остались в самых лучших отношениях - разница вся только в том, что я мерзну на своей холодной квартире - но это, в сущности, пустяки. Зато мой воспитанник меня начинает радовать. Сегодня он подал мне такое сочинение, что я в невольном порыве радости перекрестил и поцеловал его. Благородное убеждение и святое чувство свободы проникло-таки наконец в эту, par excellence 2* критическую, натуру. Москва, университет и общество порядочных людей, авось, окончательно сформуют человека из этого умного, внешне даровитого, но...