• Приглашаем посетить наш сайт
    Одоевский (odoevskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлова начинающиеся на букву "I"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  

    Список лучших слов

     Кол-во Слово
    2IBIDEM
    6ICARUS
    16ICH
    1IDEM
    1IDLENESS
    1IGNORANCE
    2IGNORE
    1ILLUSION
    3ILS
    1IMMENSE
    1IMPOSSIBLE
    2INFERNO
    6INFINITUM
    2INS
    1INSTALLER
    1INSTANTE
    1INVISIBLE
    4IPSO
    3IRA
    31IST
    1ITALIA
    1ITS
    1IVAN

    Несколько случайно найденных страниц

    по слову INFINITUM

    1. Несколько слов о законах и терминах органической критики
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    Часть текста: для чтения" за 1858 год, доказавши, по мере сил, несостоятельность критики чисто эстетической и критики исторической, я высказал как требование необходимость критики органической. Законов ее я не излагал, да и не мог излагать -- по той простой причине, что в означенной статье выполнял только отрицательную задачу -- и, не виноватый в логических последствиях ее развития, выставил требование, как простое требование, не обязываясь сообщить непременно этому требованию плоть и кровь, определенные и законченные формы. В известные эпохи -- к которым в особенности принадлежит наша -- выполнение отрицательных задач чрезвычайно легко, выполнение положительных очень трудно... Всякое требование, всякая, говоря философским языком, потенция или возможность, возникающая по завершении чисто отрицательной работы, как логический, неотразимый вывод, -- сначала является только в виде смутного очерка, который наполнить содержанием предоставляется времени. Из того, что умерла для нас критика чисто эстетическая, т. е. взгляд на искусство как на нечто от жизни отрешенное, как на особую, резко отграниченную область, -- равно как из того, что несостоятельною оказалась и критика односторонне-историческая, т. е. взгляд на искусство как на нечто жизни подчиненное, дагерротиппо-бессмысленно отражающее жизнь во всем ее случайном и неслучайном, -- логически вытекало требование иного рода критики. Логически же обозначилось и общее значение этой критики; взгляд на искусство как на синтетическое, цельное, непосредственное, пожалуй, интуитивное разумение жизни в отличие от знания, т. е. разумения аналитического, почастного, собирательного, поверяемого данными. Логически же вытекало из этого и значение самого искусства как фокуса или сосредоточенного отражения...
    2. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    Часть текста: органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому) Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому) ПИСЬМО ПЕРВОЕ   Органический взгляд и его основной принцип   О чем бишь нечто? Обо всем! Репетилов В последнее время между мной и тобою возникло несколько, не скажу разногласий, но недоумений насчет нескольких же вопросов, относящихся к русской литературе, а стало быть, и к искусству вообще, и стало быть, - так как искусство есть, с одной стороны, органический продукт жизни и, с другой, ее органическое же выражение, - то и к жизни вообще. Поводом к таким недоразумениям были те крайние последствия органического взгляда на литературу вообще и на русскую литературу в особенности, которые высказать со всею искренностью и со всею обычною моей дерзостью я считал и считаю до сих пор необходимым. Всякая мысль, если она родилась органически, а не голо-логически, должна вполне совершить свой органический же процесс, ну, хоть для того, чтобы выяснилось ее уродство в кругу других организмов и чтоб она была признана за органического урода. Взгляд мой на мысль, родящуюся голо-логически, гуляющую на полной логической свободе, равнодушно решающую ad libitum 1 , т. е. pro или contra, вопрос вроде: an non spiritus existant? 2 - как это потребуется обстоятельствами, или даже просто личным капризом ее производителей (родителями их назвать никак невозможно), - взгляд мой на такую всегда собою владеющую и дешево достающуюся мысль тебе достаточно известен, равно как известна тебе моя глубочайшая вражда ко всему тому, что под конец...
    3. Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    Часть текста: сверхобычности (чтобы не сказать сверхъестественности) взгляда на жизнь (миросозерцания) и строя чувствований -- в способе ли изображения жизни чертами более широкими, чем подробными, и более синтетическими, чем аналитическими,-- в протесте ли, наконец, и тревожном недовольстве действительностию,-- неизвестно. Да и не все ли равно -- думаем мы! В лиризме, так в лиризме,-- в протесте, так в протесте! Дело в том, что "боги" отошли, а "божки" нам надоели своим чисто личным, иногда странным и капризным, иногда даже совершенно никому, кроме их самих, не понятным лиризмом. Нам надоели давно (и совершенно справедливо, можно прибавить) и "гордые страданья" 1 и "права проклятия" 2 поэтиков с голоса Лермонтова -- нам надоели и воспроизведения античных созерцаний и чувствований -- дошедшие, наконец, до наивного, но нисколько не забавного цинизма в стихах какого-нибудь г. Тура: мы и Майкова-то с его строгою красотою форм терпим только по старой вере и старой памяти. Нам надоели и тонко-капризные ощущения поэтов фаланги Гейне... 3 Нам надоели и анализы исключительных натур, поставленных в исключительные положения в повестях сороковых...
    4. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства
    Входимость: 1. Размер: 114кб.
    Часть текста: Между тем,-- весьма странное обстоятельство! -- как ни длинны были эти предисловия, как, по-видимому, ни важны были вопросы, которые так или иначе поднимала, затрогивала, разрешала критика,-- доселе еще невозможно избежать новых, не меньше длинных предисловий, новых рассуждений о новых, ежеминутно возникающих вопросах, за что бы ни взялась в настоящую минуту критика. Замечательно, что оговорки, вроде того, что о таком-то произведении нечего сказать более сказанного уже критикою сороковых годов 2 , или ссылки на прежние статьи, встречаемы были с одинаковым негодованием всеми серьезными литературными направлениями. Я говорю это не о таких критических статьях, которые пишутся о произведениях первостепенных в нашей словесности. В первостепенных произведениях всякой словесности, а стало быть, и нашей, сколь их в ней ни мало, есть та неувядающая красота, та прелесть вечной свежести, которая будит мысль к новой деятельности, к новым размышлениям о жизненных вопросах, к новым проникновениям в тайны художественного творчества. В созерцании, первостепенных, то есть рожденных, а не деланных созданий искусства, можно без конца потеряться, как теряется мысль...
    5. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 27 октября (8 ноября) 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: теперь. Но еще до сих пор я то прихожу в горькое отчаяние, то преисполняюсь надежд паче меры и середины никак не найду - и не думайте, чтобы виною этого было отсутствие середины только во мне самом. Нет! представьте Вы себе, что он один день поразит меня ж способно-стию понять серьезное в науке и в жизни, сочувствием высокому и прекрасному, -другой день, мне приходится толковать* с ним буквально как Чичиков с Коробочкой, до поту лица, до желчи 2 , - на третий день он опять поразит меня добровольным, искренним отречением от пошлости и глупости, которую накануне никак не хотел признавать за пошлость и глупость, а на четвертый - в его мышлении или чувстве выскочит новая пошлость или глупость, с которой опять борись и так usque ad infinitum**. Да! поистине "удобнее есть вельбуду сквозе уши иглиные пройти, не-же богату внити в царствие небесное"... 3 Но не даром же Господь наложил на меня эту задачу - ибо даром ничего в жизни не бывает. Над натурою же этой поработать стоит: он умен и даровит - и не одной только внешней даровитостью - ибо иначе откуда бы у него образовалась привязанность ко мне, фанатику такого взгляда на жизнь, который радикально противоречит его взглядам (ибо у него уж есть взгляды - в этом-то и горе). Кто виноват в этих взглядах? Отчасти княгиня - честнейшая из итальянских кухарок, исключительно преданная идее узенького домашнего долга,...