• Приглашаем посетить наш сайт
    Шмелев (shmelev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "IST"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 20 декабря 1842 г.
    Входимость: 8. Размер: 13кб.
    2. И. С. Тургенев и его деятельность
    Входимость: 4. Размер: 331кб.
    3. "Роберт-дьявол" (Из записок дилетанта)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    4. Песня сердцу
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    5. Дневник любви и молитвы
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    6. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства
    Входимость: 2. Размер: 114кб.
    7. Белинский и отрицательный взгляд в литературе (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    8. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    9. Нигилизм в искусстве (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    10. Григорьев А. А. - Боткину В. П., конец апреля (после 26) 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    11. Видения
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Гоголь и его последняя книга
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    13. Явления современной литературы пропущенные нашей критикой. "Псковитянка" Л. Мея (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    14. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 1. Размер: 166кб.
    15. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 10 (22) августа 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 20 декабря 1842 г.
    Входимость: 8. Размер: 13кб.
    Часть текста: с тобою Христос; знаешь ли ты, что я считаю обязанностию давать тебе отчет в моей жизни, что твоего голоса боюсь я, как голоса Божьего суда, каждая мерзость становится мне еще тяжелее, когда я подумаю, что тебя оскорбит она... Прости мне эти глупости, брат мой, но это так, перед Богом так, и в загробной жизни это для тебя будет ясно... Видишь ли - я все тот же, все тот же, то же радует, то же волнует и мучит меня... А ты далеко, далеко... Но слава Богу! ты здоров, ты даже весел; о, ради Бога, не умирай там, ради Бога, будь здоров и весел. Будь все таков же - но к чему это желание? Бог и Его святые Ангелы охранят твою светлую природу... Да! то, что тььпишешь мне о парижском католицизме, меня подрало морозом по коже: я не знаю Равиньяна, даже по слуху не знаю - но я не встречал ничего выше учения Ботена, и никто не производил на меня такого глубокого и примирительного действия. Надобно тебе сказать, что я с жадностию бросился на всех мистиков, каких только нашел у нас в библиотеке, и особенно на Бёма; результатом этого было убеждение, что мистицизм так же почти далек от Истины Христа, как и Пантеизм, что поклонение внутреннему миру человека оставляет в душе ту же пустоту, как и поклонение миру внешнему. Тогда явился мне Bautin с его выводом от данного, с идеалом вселенской церкви, с идеею смирения и любви. Я читал его на дороге к Св. Сергию 3 , больной, расстроенный многим и многим. И ему, и снова восставшим положениям твоего мышления обязан я такими святыми минутами страдания и верования, которых очень немного в моей темной жизни... И это был, кажется, последний религиозный процесс для меня. Для меня стало так ясно твое положение, что христианство можно т(олько) проповедовать, а не доказывать. Вот и теперь, занимаясь Баадером, я удивляюсь добросовестной близорукости Степана Петровича, дающего ему имя "христианского мыслителя". Как только человек вздумает употребить земные сравнения для доказательства христианства - оно лишается...
    2. И. С. Тургенев и его деятельность
    Входимость: 4. Размер: 331кб.
    Часть текста: которому равно горячо сочувствуем. Оказалось так много сходства в наших впечатлениях, что я по всему праву даю моей критической статье форму писем к вам. Это, во-первых, избавляет от необходимости -- почему впрочем считается это необходимостью? -- излагать содержание повести, известное вероятно всему читающему русскому миру; во-вторых, от казенной манеры начинать -- так или в подобном роде,-- что талант Тургенева давно принадлежит к числу талантов, наиболее любимых публикою и проч. и проч... Когда талант какого-либо писателя горячо любит и высоко ценит критик,-- подобный прием ему особенно противен. Тут может быть возникнет сейчас же вопрос: имеет ли право критик говорить о таланте, который он горячо любит и высоко ценит, не перестает ли он быть м отношении к такому таланту критиком, т. е. лицом судящим, взвешивающим, оценивающим, указывающим недостатки и промахи? Такой вопрос конечно может возникнуть только в кружках, ничего не питавших кроме критических статей гг. Греча, Кс. Полеваго, Булгарина, Сенковского и иных, приучивших публику их читавшую и поныне еще может быть читающую, к извинениям в случаях их особенного расположения к тому или другому из авторов -- да в кружке замоскворецких или коломенских барышень, которые всегда думают, что им сказали что либо "в критику" -- но все же ведь он, этот пошлый вопрос, может возникнуть... потому что, при малой развитости понятий в большей части нашей публики, еще не привыкли уметь отделять расположение к дарованию от расположения к личности. Даже Белинский не успел приучить к этому. Большей части читающих, и даже пишущих, и даже иногда критикующих,-- непонятен тот процесс раздвоения на человека чувствующего и человека судящего, который совершается в критике; т. е. в лице, взявшем на себя трудную роль выражать свое личное сознание, примеряя его к общему...
    3. "Роберт-дьявол" (Из записок дилетанта)
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: Аполлон Григорьев "Роберт-дьявол" (Из записок дилетанта) I Я жил еще в Москве, я был молод, я был влюблен. Конечно, моим читателям вовсе не нужно было бы знать ничего этого но, со времени признаний Руссо, {1} люди вообще постепенно усовершенствовались в цинической откровенности, и не знаю, от каких подробно стен домашней и внутренней жизни пощадит человечество любой из со временных писателей, если только, по его расчету, эти подробности раз меняются на звонкую или ассигнационную монету... И он будет прав разумеется, как прав капиталист, который не любит лежачих капиталов даже более, чем капиталист, потому что всякая прожитая полоса жизни достается потом и кровию, в истинном смысле этого слова - и, по пословице "с дурной собаки хоть шерсти клок", что же, кроме денег, прикажете вы брать с общества за те бесчисленные удовольствия разубеждений, которыми оно так щедро дарит на каждом шагу?.. Да, милостивы" государи! в наше время личный эгоизм нисколько не сжимается, il se gene le moins du monde, {он ничуть не стесняется (франц.).} напротив, он нагло выдвигается вперед, ...
    4. Песня сердцу
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: Песня сердцу Песня сердцу Und wenn du ganz in dem Gefühle selig bist Nenns Glück, Liebe, Gott! Ich kenne keinen Namen Dafür. Gefühl ist alles… Name ist Schall und Rauch Umnebelnd Himmelsglut. Göthe. Faust. I Teil [1] Над Флоренцией сонной прозрачная ночь Разлила свой туман лучезарный. Эта ночь — словно севера милого дочь! Фосфорически светится Арно…   Почему же я рад, как дурак, что грязна, Как Москва и Citta dei Fiori? [2] Что луна в облаках как больная бледна Смотрит с влагою тусклой во взоре?   О владыка мой, боже! За душу свою Рад я всею (поющей) душою; Рад за то, что я гимн мирозданью пою Не под яркой полудня луною…   Что не запах могучих полудня цветов Душу дразнит томленьем и страстью, Что у неба туманного, серого — вновь Сердце молит и требует счастья;   Что я верю в минуту как в душу свою, Что в душе у меня лучезарно, Что я гимн мирозданью и сердцу пою На сыром и на грязном Лунг-Арно.   Тихо спи под покровом прозрачно-сырой Ночи, полной туманных видений, Мой хранитель, таинственный, странный, больной, Мое сердце, мой северный гений. (17 февраля 1858) (Флоренция) Примечания Впервые: Изд. 1959. С. 178–179. [1] Наполни же всё сердце этим чувством И, если в нем ты счастье ощутишь, Зови его как хочешь: Любовь, блаженство, сердце, бог! Нет имени ему! Всё — в чувстве! А имя — только дым и звук, Туман, который застилает небосвод. Гете. «Фауст», 1 часть (нем.) [2]Город цветов (ит.).
    5. Дневник любви и молитвы
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: смиренно преклонял Под выход с страшными и тайными дарами!.. Тогда и я все ясно понимал И символ веры набожно читал… И пению и смыслу дивных слов Вторил торжественно раскат колоколов… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И долго был я думой погружен В былое, пролетевшее как сон. III Но я взглянул… И лики предо мною, Казалось, ожили, но жизнью мертвецов, И было ли то звон колоколов Иль смутный сон владел моей душою, Но слышались мне звуки странных слов. Казалось мне, ряды святых как хоры Гласили песнь, печальную, как стон, И вторил им унылый, страшный звон. Их лики бледные… Недвижимые взоры И песнь проклятия… То был ужасный сон… И между них я видел лик знакомый, Чертами он отца напоминал И горестным спокойствием сиял… . . . . . . . . . . . . . . . Очнулся я… и было грустно мне, Но страшно не было. Лишь милой старине Я отдал дань невольными мечтами; А вздох сдавил, скрестивши грудь руками. IV И между тем народ уж находил И, набожно крестясь, на место становился. И служба началась, и ряд паникадил Сиянием свечей мгновенно озарился. Вдали от всех я у стены стоял И, ко всему святому равнодушный, Над верою толпы, живой и простодушной, В душе, как демон, злобно хохотал. V И стало скучно мне… Ленивою душой Ни мысль единая, ни чувство не владели. И проклял я удел блаженный свой, И мирный быт, и хладный свой покой, И вечное стремление без цели, И книжной мудрости на полках длинный ряд, И споры школьные, и мысли напрокат. И — почему, зачем — того не знал я, Но дни младенчества предстали предо мною, И, словно наяву, я видел пред собою Картины лучшего, былого бытия. И видел я в волшебном ...
    6. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства
    Входимость: 2. Размер: 114кб.
    Часть текста: значение и приемы современной критики искусства Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства   (Посвящено А. Н. Майкову) Die im lanern des Bewusstseins wieder aufstehenden und als theogonisch sich erweisenden Machte konnen keine anderen als die erzeugenden selbst sein {*} 1 . Шеллинг {* Силы, вновь возникающие в сознании и являющиеся теогоническими, не могут быть иными, как только созидающими (нем.). }  I Критику нашу, и в особенности критику последнего двадцатилетия, упрекали, отчасти не без оснований, в длинных рассуждениях по поводу явлений, очень часто маловажных или, по крайней мере, гораздо менее важных, чем вопросы, поднимаемые длинными рассуждениями. Между тем,-- весьма странное обстоятельство! -- как ни длинны были эти предисловия, как, по-видимому, ни важны были вопросы, которые так или иначе поднимала, затрогивала, разрешала критика,-- доселе еще невозможно избежать новых, не меньше длинных предисловий, новых рассуждений о новых, ежеминутно возникающих вопросах, за что бы ни взялась в настоящую минуту критика. Замечательно, что оговорки, вроде того, что о таком-то произведении нечего сказать более сказанного уже критикою сороковых годов 2 , или ссылки на прежние...
    7. Белинский и отрицательный взгляд в литературе (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 96кб.
    Часть текста: ни здоровья, ни жизни, чтобы приготовиться къ напору волнъ, порывамъ ветра, -- и все изготовились хоть и не хотя, и настала буря, но хорошо приготовленный корабль легко выдержалъ ея неистовую силу, -- и нашлись недальновидные, которые стали роптать на кормчаго, что онъ напрасно такъ безпокоилъ ихъ! Нельзя ему было сеять и спокойно ожидать, когда прозябнетъ, взойдетъ и созреетъ брошенное семя: одной рукою бросая семена, другою хотелъ онъ тутъ же и пожинатъ плоды ихъ, нарушая обычные законы природы и возможности, -- и природа отступила для него отъ своихъ вечныхъ законовъ, и возможностъ стала для него волшебствомъ. Новый Навинъ, онъ останавливалъ солнце въ пути его, онъ у моря отторгалъ его довременныя владенiя, онъ изъ болота вывелъ чудный городъ. Онъ понялъ, что полумеры никуда не годятся, что коренные перевороты въ томъ, что сделано веками, не могутъ производиться вполовину, что надо делать или больше чемъ можно сделать или ничего не делать и понялъ что на первое станетъ его силъ. Передъ битвою подъ Леснымъ, онъ позади своихъ войскъ поставилъ казаковъ съ строгимъ приказанiемъ убивать безъ милосердiя всякаго, кто побежитъ вспять, даже и его самаго, если онъ это сделаетъ. Такъ точно поступилъ онъ и въ войне съ невежествомъ: выстроивъ противъ него весь народъ свой, онъ отрезалъ ему всякiй путь къ отступленiю и бегству. Будь полезенъ государству, учись, или умирай: вотъ что было написано кровью на знамени его борьбы съ варварствомъ. И потому, все старое безусловно должно было уступить место новому -- и обычаи и нравы и дома...
    8. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 2. Размер: 131кб.
    Часть текста: явление важнее и знаменательнее, тем неизбежнее является эта горькая необходимость. Хотелось бы прямо о деле говорить, определить по крайнему, честному разумению место и значение известного литературного факта в ряду других фактов, оценить его безотносительное достоинство,-- так нет: прежде распутай паутину, которая соткалась вокруг факта, и для того, чтобы распутать эту паутину, во-первых, прежде всего подыми литературную историю факта, то есть расскажи, как факт принимался нашею так называемою критикою,-- которая, право, после Белинского утратила уже свой первый шаг перед литературою; рассмотри, почему он так или иначе принимался, и, во-вторых, подними непременно общие вопросы, как будто все, что толковано о них великим критиком, погибло совершенно бесследно. В пример того и другого неудобства позвольте привести вам несколько доказательств. Возьмете ли вы явления крупные: ну хоть, например, "Минина" Островского (хорош он или нет -- не об этом покамест речь), "Мертвый дом" 1 Ф. Достоевского (надеюсь, что редакция журнала дозволит мне причислить это явление к числу крупных),...
    9. Нигилизм в искусстве (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: сразу полно. Въ искустве первомъ раздается всегда слово эпохи или слово известной минуты эпохи. Мы беремъ въ настоящемъ случае слово не въ какомъ-либо переносномъ, темъ менее таинственномъ, а въ самомъ обыденномъ смысле, пожалуй какъ названiе известной категорiи явленiй. Каковъ напримеръ нинаесть последнiй романъ Тургенева, а формула: " нигилизмъ ", " нигилисты " только съ его появленiя перешла въ общее достоянiе. Мы не говоримъ, чтобы Тургеневъ формулу эту выдумалъ; но онъ пустилъ ее въ ходъ. Съ его легкой руки пошли толки о нигилизме и нигилистахъ въ жизни, въ науке, и даже не очень давно одинъ критикъ заговорилъ о нигилизме въ искустве, указалъ даже на существующiя уже будтобы явленiя нигилизма въ этой сфере, даже на поэтовъ нигилизма. Справедливо ли указалъ онъ, -- другой вопросъ, но во всякомъ случае онъ почуялъ что-то носящееся уже въ воздухе, хоть можетъ-быть еще неспустившееся на землю. Но прежде чемъ разсуждать, спустилось ли на землю это странное что-то, носящееся въ воздухе, надобно определить точнее, чтó такое можетъ быть связано съ понятiемъ о "нигилизме" въ искустве. Мы не намерены путаться въ отвлеченностяхъ. Возьмемъ исходною точкою тотъ самый образъ, въ которомъ художникъ воплотилъ идею нигилизма вообще. Удачно ли, нетъ ли въ художественномъ отношенiи, -- мы здесь не станемъ решать. Явно, что практически удачно, потомучто многiе страшно озлобились...
    10. Григорьев А. А. - Боткину В. П., конец апреля (после 26) 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: que la civilisation et les lumieres у rendirent les populations plus raisonnables et mois sujettes a de vieux prejuges inutiles, ou meme nuisibles. Si cette antipathie conserve encore assez de tenacite chez les Chretiens du rite Occidental habitants de Г Orient, outre que ces Chretiens ne sont pas encore assez civilises, comme leur correligionnaires de l'Occident, cette antipathie est aussi devenue chez eux, plutot une espese des represailles contre leurs conationaux les Chretiens du rite Oriental, qu'un sentiment base sur quelque motif reel. Les Occidentaux habitants de Г Orient haissent leurs compatriotes du rite Oriental pour la seule raison que ceux-ci les detestent. Mais chez les Chretiens du rite Oriental cette antipathie est calcule'e, systematique et de'coule de motifs reels, se base sur des principes inalte'rables, et a pour cause etpour but Г interet le plus precieux de I'homme social: Г existence nationale (L'Eglise Orientale, par Jacques G. Pitzipios. Rome. Imprimerie de la propagande. 1855. - Partie IV-me - p. 26)*. Это - слова одного из главных основателей известного Вам, конечно, общества пропаганды, слова, взятые из книги, крайне недобросовестной, исполненной тонких лжей на восточную церковь и вместе - грубой лести нашему русскому духовенству, слова тем более дорогие, что их обронил нечаянно и весьма наивно - дипломат папист. Дело православия слилось для восточно-славянского племени с делом его народности. II. Еще более слилось оно с делом народности для нас русских, в частности. Все связи наши с историею, с стариною - поддерживаются церковью... Укажу Вам на два факта, которых значение Вы поймете. Приезжаете Вы, примерно, в один из старых городов старой Руси: в Тверь,...