• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1865"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    2. Виттакер Р., Егоров Б. Ф.: Жизнь Григорьева в письмах
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    3. Григорьев А. А. - Михно Н. В., июнь или июль 1864 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    4. Письма. Список сокращений
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. Григорьев А. А. - Страхову Н. Н., 19 октября 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    6. Плачевные размышления о деспотизме и вольном рабстве мысли (из записок ненужного человека)
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    7. Краткий послужной список на память моим старым и новым друзьям (автобиография)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    8. Страхов Н. Н.: По поводу писем Ап. Григорьева к H. H. Страхову (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    9. Блок А. А.: Судьба Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    10. Ильин Николай: заклинатель стихий. 6. "Второй мир второго творца". Стихии, претворенные в типы
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    11. Страхов Н. Н.: Из предисловия к сочинениям Аполлона Григорьева (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    12. Письма. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    13. Великий трагик
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    14. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть I. 1. Первые общие впечатления
    Входимость: 1. Размер: 19кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Парадоксы органической критики (Письма к Ф. М. Достоевскому)
    Входимость: 2. Размер: 93кб.
    Часть текста: вообще и на русскую литературу в особенности, которые высказать со всею искренностью и со всею обычною моей дерзостью я считал и считаю до сих пор необходимым. Всякая мысль, если она родилась органически, а не голо-логически, должна вполне совершить свой органический же процесс, ну, хоть для того, чтобы выяснилось ее уродство в кругу других организмов и чтоб она была признана за органического урода. Взгляд мой на мысль, родящуюся голо-логически, гуляющую на полной логической свободе, равнодушно решающую ad libitum 1 , т. е. pro или contra, вопрос вроде: an non spiritus existant? 2 - как это потребуется обстоятельствами, или даже просто личным капризом ее производителей (родителями их назвать никак невозможно), - взгляд мой на такую всегда собою владеющую и дешево достающуюся мысль тебе достаточно известен, равно как известна тебе моя глубочайшая вражда ко всему тому, что под конец вырастает из подобного голо-логического процесса, т. е. к теории с ее узостью жизненного захвата и с ее деспотизмом, готовым идти до террора, с ее каким-то...
    2. Виттакер Р., Егоров Б. Ф.: Жизнь Григорьева в письмах
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    Часть текста: критики". В письмах поэт и критик ссылается на отдельные свои сочинения, но редко обсуждает суть своих критических статей и художественных сочинений. Письма Григорьева не повторяют, а заменяют его статьи и стихи, особенно когда он находится в отдаленных от дома местах, например, в Италии или в Оренбурге, и мало печатается. Из этих далеких мест Григорьев смотрит на себя и на свою жизнь с непривычного расстояния, поэтому возникают новые художественные и критические мысли, которые появляются потом в его статьях. А из "домашней" переписки, московской и петербургской, вырисовывается необычный образ Григорьева, прежде всего в связи с практическими, почти всегда неудачными делами. Все три области - художественное творчество, критика, письма - отражают, конечно, жизнь и взгляды одного человека, но каждая область освещает нам особые грани личности Григорьева; и без учета всех трех аспектов его образ был бы весьма односторонним и неполным. Сохранившиеся письма Григорьева (их более трехсот) охватывают период с декабря 1842 г. до последнего месяца жизни, сентября 1864 г., т. е. немногим более двух десятилетий. Этот период отражает не только обилие стремительных перемен в короткой жизни критика и поэта, но и различные, в том числе...
    3. Григорьев А. А. - Михно Н. В., июнь или июль 1864 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: А. А. - Михно Н. В., июнь или июль 1864 г. 295. Н. В. МИХНО Июнь или июль 1864. Санкт-Петербург Волею судеб и, пожалуй, собственного безобразия и безалаберности я попал в долговое отделение, что, впрочем, ныне мало меня печалит, ибо я сижу и работаю, пишу статьи для "Эпохи" и отделываю для вас "Ромео и Джульетту" 1 , так что теперь несомненно она поспеет к августу. Но, кроме того, по поводу драмы надумалась мне в это время лихая статья в виде дружининского послесловия к "Лиру" 2 . Примечания Печатается по тексту первой публикации: некрологическая заметка Н. В. Михно "А. А. Григорьев" // Русская сцена. 1864. № 9. С. 70; ц. р. 24 октября. См. также Материалы. С. 300 (№ 127). Автограф неизвестен. Датируется по содержанию и связи с предыдущим письмом. Это единственное известное письмо Г. к Николаю Васильевичу Михно, драматургу, переводчику, издателю-редактору театрального ежемесячного журнала в Петербурге "Русская сцена" (1864-1865). 1 ... отделываю для вас "Ромео и Джульетту"... — "Ромео и Джульетта, трагедия Вил-лиама Шекспира, перевод с английского, с примечаниями А. А. Григорьева" // Русская сцена. 1864. № 4; ц. р. 24 сентября. 2 ... лихая статья в виде дружининского послесловия к "Лиру". - Речь идет об "Этюде" А. В. Дружинина, т. е. его предисловии к ...
    4. Письма. Список сокращений
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: поэта" (Большая серия). ИРЛИ Отдел рукописей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук (Санкт-Петербург). Летописи Письма к А. В. Дружинину (1850-1863) / Ред. и комментарий П. С. Попова. (Гос. литературный музей. Летописи, кн. 9.) М., 1948. ЛН "Литературное наследство" Материалы Аполлон Александрович Григорьев. Материалы для биографии / Под ред. В. Н. Княжнина. Петроград, 1917. РГАЛИ Российский государственный архив литературы и искусства (Москва). РГБ Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (Москва). РГИА Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург). РНБ Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки (Санкт-Петербург). Страхов I Страхов Н. Н. Воспоминания об Аполлоне Александровиче Григорьеве (Эпоха. 1864. № 9). Страхов II Страхов Н. Н. Новые письма Аполлона Григорьева (Эпоха. 1865. №2). ТГУ167 Егоров Б. Ф. Переписка Ап. Григорьева с Н. Н. Страховым // Учен. зап. Тартуского государственного ун-та. 1965. № 167. Труды по русской и славянской филологии. VIII. ТГУ306 Егоров Б. Ф. Письма Ап. Григорьева к М. П. Погодину. 1855-1857 гг. // Учен. зап. Тартуского государственного ун-та. 1973. № 306. Труды по русской и славянской филологии. XXI. ТГУ358 Егоров Б. Ф. Письма Ап. Григорьева к М. П. Погодину. 1857—1863 гг. // Учен. зап. Тартуского государственного ун-та. 1975. № 358. Труды по русской и славянской филологии. XXIV. ц. р . цензурное разрешение ЦИАМ Центральный исторический архив Москвы. ЦНБ Отдел...
    5. Григорьев А. А. - Страхову Н. Н., 19 октября 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: аскетизма и пиэ-тизма, ничем земным не удовлетворяющиеся. Если б я был богат - я бы, вероятно, вечно странствовал и, конечно, преимущественно с религиозными целями, к великому горю и, может быть, даже смеху вас всех! Жду я с нетерпением книжки "Времени". Меня ужасно интересует статья твоя из Куно Фишера о Спинозином Боге и другая, по всей вероятности, твоя же, об индюшках и Гегеле 2 . События, о которых ты пишешь 3 , нам более или менее здесь известны. Не могу я им, разумеется, не сочувствовать - но что из этого будет, не знаю. По моему взгляду политическому, я, как ты несколько знаешь, - был и остаюсь славянофилом. Народ, земский собор - да (необходимый) собор Вселенский 4 - вот во что я поверю. Дело иное - сочувствие и дело иное - вера. Согласись, что ведь в сущности и ты только сочувствуешь, а веришь еще плохо! Да и верить-то пока не во что. В конституции и Запад уже изверился. Прежде всего, время, в которое мы живем, - смутно, не полно, не цельно. Односторонне резко выдвинулись одни вопросы и совсем ушли на задний план другие, столь же существенные. Чернышевские, Щегловы, даже Разины - люди очень честные и истинные продукты нашего времени,...
    6. Плачевные размышления о деспотизме и вольном рабстве мысли (из записок ненужного человека)
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    Часть текста: вопрос так трагически-грандиозно, я хотел только немножко «форсу задать»… Я, как Антип Антипыч, - «шутки шучу». С трагических ходуль сведем наш вопрос в простые житейские и литературные области. Я, например, твой покорнейший слуга, ненужный человек, - представляю для самого себя любопытный психический феномен… В то время как всякий стоит под каким-нибудь знаменем, я решительно ни под одно стать не могу. Я сочувствую всем вообще, но ни одному исключительно, а решительно всем, без исключения всем. Заметь это, благородная редакция!.. Но позволь лучше изложить тебе по пунктам мои сочувствия. Во-первых, я тебе сочувствую. За что? - спросишь ты с лукавою, но перворожденности твоей приличною скромностью. Знаешь ли что? Ведь, собственно, за то, что ты еще молода. О, не дай бог, чтобы к тебе шли слова пушкинского Карлоса к Лауре: Ты молода и будешь молода Еще лет пять иль шесть…{335} Нет - будь вечно молода или сумей умереть в пору! Ромео умер - с ним Джульетта: Шекспир знал жизнь, как бог… Сохрани лучше, даже с недостатками, свою молодость с неопределенностью, неясностью твоих честных стремлений!.. Право, ведь не все то хорошо, что ясно. Посмотри: до чего ясен стал «Русский...
    7. Краткий послужной список на память моим старым и новым друзьям (автобиография)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: В 1844 году я приехал в Петербург, весь под веяниями той эпохи, и начал печатать напряженнейшие стихотворения, которые, однако, очень интересовали Белинского, чем ерундистее были. В 1845 году они изданы книжкою. Отзыв Белинского. {1} В 1846 г. я редактировал "Пантеон" и - со всем увлечением и азартом городил в стихах и повестях ерундищу непроходимую. Но за то свою - не кружка. В 1847 году поэтому за первый свой честный труд, за "Антигону", я был обруган Белинским {2} хуже всякого школьника. Я уехал в Москву - и там нес азарт в "Городском листке" - но опять-таки свой азарт - и был руган. Вышла странная книга Гоголя, {3} и рука у меня не поднялась на странную книгу, проповедовавшую, что "с словом надо обращаться честно". Вышла моя статья в "Листке", и я был оплеван буквально [подлецом] именем подлеца, Герценом и его кружком. В 1848 и 1849 году я предпочел заниматься, пока можно было, в поте лица - работой переводов в "Московских ведомостях". {4} В 1850 году - послал, не надеясь, что она будет принята, - статью о Фете. {5} Приняли. Я стал писать туда летопись московского театра. Не надолго. Не переварилась. Явился Островский и около него как центра - кружок, в котором нашлись все мои, дотоле смутные верования. С 1851 по 1854 включительно - энергия деятельности {6} - и ругань на меня неимоверная, до пены у рту. В эту же эпоху писались известные стихотворения, {7} во всяком случае, замечательные искренностью чувства. "Москвитянин" падал от адской скупости редактора. {8} "Современник" начал заискивать [меня] Островского - и как привесок - меня, думая, что поладим. Факты. Наехали в Москву Дружинин и Панаев. Боткин (дотоле враг, оттоле приятель) свел меня с ними. С 1853 по 1856, разумеется урывками, переводился "Сон". {9} Летом 1856 года я запродал его Дружинину за 450 р. Летом же...
    8. Страхов Н. Н.: По поводу писем Ап. Григорьева к H. H. Страхову (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Изд. } о техъ отзывахъ, которыми были встречены въ литературе письма Григорьева, помещенныя въ сентябрской книжке прошлогодней "Эпохи". Надеюсь, читатели темъ охотнее извинятъ мне въ этомъ случае, что дело идетъ не обо мне лично, а о покойномъ собрате. Прежде всего я нисколько не былъ удивленъ и раздосадованъ темъ низкимъ мненiемъ о Григорьеве, которое было высказано въ этихъ отзывахъ, хотя, повидимому, здесь много поводовъ къ удивленiю и досаде. Прiятно слышать сужденiе, которое говоритъ само за себя; нельзя упрекать и за голословный приговоръ, если его произноситъ человекъ, имеющiй на то право. Но кто въ настоящемъ случае подаетъ свое голословное мненiе о Григорьеве? Люди, которымъ доступна и возможна только самая избитая казенщина, изъ-подъ пера которыхъ никогда ничего не можетъ выйти кроме того, что не только жовано и пережовано, а даже переварено, какъ выразился однажды Фейербахъ; такiе люди заявляютъ вамъ свое неверiе въ глубокую оригинальность Григорьева и въ его необыкновенное богатство пониманiя. Удивляться и досадовать здесь однакоже не следуетъ. Ибо все это въ порядке вещей. Отъ такихъ людей и нельзя было ожидать никакого другого отзыва; они непременно должны быть именно такого мненiя. Кто ни въ какомъ случае и ни съ какой стороны не можетъ стать наравне съ Григорьевымъ, только тотъ и можетъ, и по необходимости принужденъ, смотреть на Григорьева, какъ на...
    9. Блок А. А.: Судьба Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    Часть текста: сороковых годов. Из сочинений его издана весьма малая часть: томик стихов и первый том "Сочинений"; то и другое теперь - библиографическая редкость (особенно стихи). О Григорьеве не написано ни одной обстоятельной книги; не только биографической канвы, но и ученой биографии Григорьева не существует. Для библиографии Григорьева, которая могла бы составить порядочную книгу, не сделано почти ничего. Где большая часть рукописей Григорьева - неизвестно. Судьба культуры русской определяется на наших глазах. В наши дни "вопрос о нашей самостоятельности" (выражение Григорьева) встал перед нами в столь ярком блеске, что отвернуться от него уже невозможно. Мне кажется общим местом то, что русская культура со смерти Пушкина была в загоне, что действительное внимание к ней пробудилось лишь в конце прошлого столетия, при первых лучах нового русского возрождения. Если в XIX столетии все внимание было обращено в одну сторону - на русскую общественность и государственность, - то лишь в XX веке положено начало пониманию русского зодчества, русской живописи, русской философии, русской музыки и русской поэзии. У нас еще не было времени дойти до таких сложных явлений нашей жизни,...
    10. Ильин Николай: заклинатель стихий. 6. "Второй мир второго творца". Стихии, претворенные в типы
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    Часть текста: типы. К этой проблеме - во всей ее глубине и сложности – Григорьев обращается в статье «О правде и искренности в искусстве»[86], напечатанной в 1856 г. В качестве отправной точки он берет вопрос, который, по его словам, был предложен Хомяковым «в одну из литературных сходок» и звучал так: «имеет ли право художник переносится в совершенно чуждые ему состояния духа, миросозерцание, строй чувствований?» {161}. Обратим внимание, что Григорьев – со ссылкой на Хомякова – фактически ставит, применительно к искусству, общефилософскую проблему познания (и понимания) «чужой души» (или «чужого я»), острая полемика вокруг которой развернулась в русской философии позже, в конце XIX века[87]. При этом Григорьев выдвигает на первый план этический аспект указанной проблемы (говоря о праве , а не о способности «перенесения» ) – и делает это вполне сознательно, отмечая, что «в вопросе (Хомякова) заключается новый вопрос о связи художника с нравственностью» {162}. На первый взгляд, такой нравственный поворот излишен. Если художник не способен к «перенесению» в чужие душевные миры, то его попытки изобразить эти миры будут фальшивыми и уже поэтому безнравственными «подделками». Если, напротив, он наделен такой способностью, то разве не очевидно, что он имеет право (пусть в чем-то и ограниченное) выразить то, что сумел в этих мирах открыть? Другими словами, вопрос о способности к «перенесению», по ...