• Приглашаем посетить наш сайт
    Горький (gorkiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1959"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Егоров Б.: Художественная проза Ап. Григорьева
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    2. * * * ("Хоть тихим блеском глаз, улыбкой, тоном речи…")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    3. Егоров Б. Ф.: А. А. Григорьев (Краткая литературная энциклопедия в 9 т., 1964)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    4. Venezia la bella
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    5. Зильберштейн И. С.: Аполлон Григорьев и попытка возродить "Москвитянин"
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    6. Два эгоизма. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    7. Другой из многих
    Входимость: 1. Размер: 219кб.
    8. Город ("Великолепный град! пускай тебя иной…")
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    9. Прости
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    10. Калугин В.: Григорьев Аполлон Александрович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    11. К мадонне Мурильо в Париже
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    12. * * * ("Страданий, страсти и сомнений…")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    13. Воспоминания об Аполлоне Григорьеве. Фет А. А.: Кактус
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    14. Гоголь и его последняя книга
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    15. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава II. В Петербурге. Начало журнальной деятельности
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    16. * * * ("Была пора: театра зала…")
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    17. Отзвучие карнавала
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    18. Широкова Елена: Аполлон Александрович Григорьев
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    19. Мое знакомство с Виталиным
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    20. Журавлева А. И., Некрасов В. И.: Григорьев А. А.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    21. "Гамлет" на одном провинциальном театре
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    22. * * * ("Мой старый знакомый, мой милый альбом…")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    23. Письма. Список сокращений
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    24. Предсмертная исповедь
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    25. Один из многих. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    26. Владельцам альбома
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    27. Город ("Да, я люблю его громадный, гордый град…")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    28. Послание к друзьям моим А. О., Е. Э. и Т. Ф.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. Мои литературные и нравственные скитальчества. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    30. * * * ("Нет, не рожден я биться лбом…")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    31. * * * ("С тайною тоскою…")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    32. Человек будущего
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    33. Граф Л. Толстой и его сочинения. Статья вторая
    Входимость: 1. Размер: 68кб.
    34. Песня сердцу
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    35. "Роберт-дьявол" (Из записок дилетанта)
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    36. Великий трагик
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    37. Листки из рукописи скитающегося софиста
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    38. Краткий послужной список на память моим старым и новым друзьям (автобиография)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    39. * * * ("Нет, не тебе идти со мной…")
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    40. Встреча
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    41. Офелия
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    42. К Лелии
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    43. Комета
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    44. Искусство и нравственность
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    45. Григорьев А. А. - Зотову В. Р., 16 августа 1863 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    46. Воспоминания об Аполлоне Григорьеве. Фет А. А.: Ранние годы моей жизни
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    47. * * * ("Прощай и ты, последняя зорька…")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    48. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 5. Литературные стремления начала тридцатых годов
    Входимость: 1. Размер: 73кб.
    49. Добролюбов Н. А.: О допотопном значении Лажечникова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Егоров Б.: Художественная проза Ап. Григорьева
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    Часть текста: исповедных дневников и писем, романтических рассказов, художественных очерков. Собранное вместе, его прозаическое наследие создает представление о талантливом художнике, включившем в свой метод и стиль достижения великих предшественников и современников на поприще литературы, но всегда остававшемся оригинальным, ни на кого не похожим. Самым характерным свойством григорьевской прозы является ее автобиографичность. Разумеется, воспоминания, дневники, исповеди автобиографичны по жанру и по сути, но и обычные рассказы Григорьева имеют глубоко личный, автобиографический характер. Здесь наблюдается явная аналогия с его поэзией: ведь большинство стихотворений поэта — как бы маленькие дневники и исповеди, а циклы стихотворений представляют собой своеобразные сюжетные эпизоды из реальной жизни автора, вплоть до прямой имитации ежедневных записей: таков цикл «Дневник любви и молитвы» («имитация» потому, что — сразу же оговоримся — не следует полностью отождествлять художественные произведения даже такого субъективного писателя, как Григорьев, с реальной биографией художника). Автобиографические мотивы вторгаются даже в критические статьи Григорьева. Не говорим уже об очень частых...
    2. * * * ("Хоть тихим блеском глаз, улыбкой, тоном речи…")
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    Часть текста: * * * ("Хоть тихим блеском глаз, улыбкой, тоном речи…") «Хоть тихим блеском глаз, улыбкой, тоном речи…» Хоть тихим блеском глаз, улыбкой, тоном речи Вы мне напомнили одно из милых лиц Из самых близких мне в гнуснейшей из столиц… Но сходство не было так ярко в первой встречи… Нет — я к вам бросился, заслыша первый звук На языке родном раздавшийся нежданно… Увы! речь женская доселе постоянно, Как электричество, меня пробудит вдруг… Мог ошибиться я… нередко так со мною Бывало — и могло в сей раз законно быть… Что я не облит был холодною водою Кого за то: судьбу иль вас благодарить? (6 декабря 1857) (Флоренция) Примечания Впервые: Изд. 1959. С. 173.—Это и три следующих стихотворения записаны в альбомы, принадлежавшие петербургской семье Мельниковых (см.: Изд. 1959. С. 519–520), О «добрых приятельницах Мельниковых», с которыми он познакомился во Флоренции, Г. упоминал в письме Эдельсону от 13 декабря 1857 г. (Изд. 1917. С. 200).
    3. Егоров Б. Ф.: А. А. Григорьев (Краткая литературная энциклопедия в 9 т., 1964)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    Часть текста: Григорьев постоянно нуждался, жизненная неустроенность доводила его до полной нищеты. Начал публиковать критические статьи в «Репертуаре и пантеоне» (1845-46), «Финском вестнике» (1846), «Московском городском листке» (1847), «Отечественных записках» (1849-50). В 40-х гг. увлекался утопическими идеями Ш. Фурье, христианским социализмом Ж. Санд, масонством, Ф. Шеллингом. Литературные суждения Григорьева этих лет были противоречивы: похвалы реалистическому направлению и критика романтического индивидуализма сочетаются с религиозными настроениями (защита «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя) и проповедью «свободы воли», которую он противопоставлял тому, что ошибочно называл «фатализмом» натуральной школы. Более определённое (хотя по-прежнему противоречивое) мировоззрение вырабатывается после 1848, в т. н. «„молодой редакции“ „Москвитянина“», где Григорьев стал ведущим критиком (1850-56). Взглядам Григорьева были свойственны одновременно прогрессивные и консервативные тенденции. Григорьев ненавидел официальную церковь, но в православии находил «истинный демократизм», считая христианство религией братства и взаимопомощи. С ужасом смотрел он на буржуазное развитие Западной Европы и России, но противопоставлял ему романтическую утопию: мечту о патриархальном народе, свободном, щедром, талантливом (элементы такого идеала Григорьев видел в русском купечестве). Всякую систему взглядов Григорьев воспринимал как догматическую, насильственную, стремящуюся нарушить естественный ход событий, разъять органическое целое жизни; «теоретиками» он называл и «гегелистов», и славянофилов, и защитников «чистого искусства», и революционных демократов. Исключение составляли воззрения...
    4. Venezia la bella
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    Часть текста: per te della volgare schiera? Non odi tu la pieta del suo pianto? Non vedi tu la morte, ch'cl combatte Su la fiuraana, onde'l mar non ha vanto? Dante «Inferno» , Canto II 2 (Отрывок из книги: «Одиссея о последнем романтике») 1 Есть у поэтов давние права, Не те одни, чтоб часто самовольно Растягивать иль сокращать слова Да падежи тиранить произвольно; Есть и важнее: тем, кого едва Назвать вы смеете — и с кем невольно Смущаетесь при встрече, слова два С трудом проговорите… смело, вольно Вы можете эпистолы писать… Я выбрал формы строгие сонета; Во-первых, честь Италии воздать Хоть этим за радушие привета Мне хочется, а во-вторых, в узде Приличной душу держат формы те! 2 И ты прочтешь когда-нибудь (вступаю Я в давности права и слово ты С тревогой тайной ставить начинаю, С тоской о том, что лишь в краях мечты (Мои владенья), ты прочтешь, я знаю, Чего, о жрица гордой чистоты, Какой тебя поднесь воображаю, В твоей глуши, средь праздной суеты И тишины однообразно-пошлой, — Ты не прочла бы, судорожно смяв, Как лист завялый, отзыв жизни прошлой, Свой пуританский чествуя устав, Когда б мольбы, призывы и упреки В размеренные не замкнулись строки! 3 «Но благородно ль это?» — может быть, Ты скажешь про себя, сей бред тревожный Читая… В самом деле, возмутить Пытался то, что нужно осторожно В тебе беречь, лелеять, свято чтить… Да! это безобразно и ничтожно… Я знаю сам… Но так тебя любить Другому, кто б он ни был, — невозможно… Где б...
    5. Зильберштейн И. С.: Аполлон Григорьев и попытка возродить "Москвитянин"
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: одной вражды. Переписка Достоевского и Тургенева" (1928, стр. 166).} Один из ведущих сотрудников журналов "Время" и "Эпоха" -- литературный критик и поэт Аполлон Александрович Григорьев был видным теоретиком "почвеничества". Не только при его ближайшем участии, но в какой-то мере и под его влиянием формировалось направление журналов братьев Достоевских, определялась их идейная программа. Ап. Григорьев активно сотрудничал во "Времени" в первые месяцы 1861 г. Но уже в июне из-за разногласий с редакторами он уехал в Оренбург и оттуда в своих письмах выражал резкое недовольство по поводу симпатий "Времени" к "Современнику". 16 сентября 1861 г. Ап. Григорьев писал из Оренбурга М. П. Погодину: ""Время" идет хорошо, платит хорошо; "Время" мной дорожило и дорожит. Но "Время" имеет наклонность очевидную к Чернышевскому с компанией,-- и я не остался в Петербурге". А спустя три месяца -- 12 декабря -- Ап. Григорьев делится своими мыслями по тому же поводу с Н. Н. Страховым: ""Времени", чтобы быть самостоятельным, нужно: или 1) окончательно изгнать меня и тебя и постараться переманить Чернышевского, или 2) быть последовательным в своей вере в поэзию и жизнь, в идею народности вообще (в противоположность абстрактному человечеству),-- воспользоваться ошибками славянофильства, как всякой теории, и встать на его место" 1 . В недавно вышедшей монографии о журнале "Время" В. С. Нечаева отмечает, "как мало единодушия было среди ведущей группы старших сотрудников "Времени", в первый год его существования" 2 . Уяснить позицию Ап. Григорьева в этой связи помогают архивные материалы, до сих пор остающиеся неизданными. Они относятся к его так и не осуществившемуся намерению возродить издание "Москвитянина" на рубеже 1860-х годов, а программа, изложенная Ап. Григорьевым в письме к А. Н. Майкову...
    6. Два эгоизма. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    Часть текста: С. 241), и оценил «Два эгоизма» следующим образом: «Драма, разумеется, как слишком молодой и незрелый опыт, вышла весьма нелепа <…> если я упоминаю о ней здесь, то потому только, что крепко держусь за те основные идеи, которые присутствовали при ее рождении» (Там же. 1846. № 12. С. 407; ср., однако, иную трактовку любви в рассказе «Лючия» — наст. изд., с. 309–311). Три персонажа драмы имеют прототипы. В образе Кобыловича Г. вывел своего недавнего приятеля Николая Константиновича Калайдовича (1820–1854), о котором в ноябре 1845 г. писал Погодину: «Я любил и люблю его, но уважать не могу: он сделался чиновником в душе, то есть рабом с головы до пяток» (Изд. 1917. С. 103–104). 15 декабря 1845 г. И. С. Аксаков уведомлял родителей (из Калуги) о том, что получил письмо, в котором сообщалось, что Г. «напечатал комедию, где очень хорошо выставлен <Константин> Аксаков под именем Баскакова». И. С. Аксаков выражал удивление этим...
    7. Другой из многих
    Входимость: 1. Размер: 219кб.
    Часть текста: свои на свет Божий; этому более была причина и та, что накануне ждали от тебя письма и не получили; слава Богу, однако ж, рано утром в 10 часов подали письмо: оно было бальзамом утешения и спокойствия нашего; какая половина тяжести с нас спала - мы видели, что ты жив и здоров - вот счастье, вот жизнь для нас - благослови тебя Господи, услыши молитву нашу. Ты верно захочешь знать, как провели этот день? Обыкновенно по порядку, явились с поздравлениями и с просвирами домашние, потом дьячки и просвирня, а окончательно Охлабенина Авдотья Тимофевна прислала неразделимые три просвиры, и это нас обрадовало как будто пророчество, что и мы хоть разделились, а все-таки когда-нибудь соединимся. К обеду пришла она, да еще кое-кто, и говорили все об тебе. Ты уведомляешь теперь в каждом письме, что работаешь, а следственно все-таки получаешь и награду, и потому первым правилом себе положи, хотя понемногу, разделываться с долгами и приодеться; последствия тебе докажут, что нет ничего этого на свете лучше: ты будешь спокоен и свободен, а это освежит твою голову, осветлит мысли - и, поверь, на людей и на все будешь иметь другой взгляд; сам поверь это: оборотись назад и увидишь, что мы говорим правду. Рассуждая о делах твоих, призывая имя Господне, дивимся милостям Его; но ты, друг любезный, видя такое благоволение, сохрани заповеди Его и более всего - не надейся на князи и на сыны человеческие и, покуда не получишь обещанной тебе должности, не пренебрегай настоящей; все может еще случиться: или продолжится долго, или какие другие обстоятельства случатся - заметь этот совет. Ты совершенно забываешь отвечать нам на вопросы по нашим письмам; по нескольку раз они повторены, и ты, в своей рассеянности и...
    8. Город ("Великолепный град! пускай тебя иной…")
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    Часть текста: на многих он встречающихся с ним Подъемлет взор с немым благоговеньем И видеть думает избранников богов, Светил и глав младого поколенья, Пока лицом к лицу не узрит в них глупцов Или рабов презренных униженья.   Пускай, томительным снедаемый огнем Под ризою немой волшебной ночи, Готов поверить он, с притворством не знаком В зовущие увлаженные очи, Готов еще страдать о падшей красоте И звать в ее объятьях наслажденье, Пока во всей его позорной наготе Не узрит от недуга истощенье.   Но я — я чужд тебе, великолепный град. Ни тихих слез, ни бешенного смеха Не вырвет у меня ни твой больной разврат, Ни над святыней жалкая потеха. Тебе уже ничем не удивить меня — Ни гордостью дешевого безверья, Ни коловратностью бессмысленного дня, Ни бесполезной маской лицемерья.   Увы, столь многое прошло передо мной: До слез, до слез страдание смешное, И не один порыв возвышенно — святой, И не одно великое земное Судьба передо мной по ветру разнесла, И не один погиб избранник века, И не одна душа за деньги пропала Свою святыню — гордость человека.   И не один из тех, когда-то полных сил, Искавших жадно лучшего когда-то, Благоразумно бред покинуть рассудил Или погиб добычею разврата; A многие из них на веки отреклись От всех надежд безумных и опасных, Спокойно в чьи-нибудь холопы продались И за людей слывут себе прекрасных.   Любуйся ж юноша, на пышный, гордый град, Стремясь к нему с надеждой и...
    9. Прости
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: Прости Прости I only know-we loved in vain- I only feel-farewell, farewell! Byron* Прости!.. Покорен воле рока, Без глупых жалоб и упрека, Я говорю тебе: прости! К чему упрек? Я верю твердо, Что в нас равно страданье гордо, Что нам одним путем идти.   Мы не пойдем рука с рукою, Но память прошлого с собою Нести равно осуждены. Мы в жизнь, обоим нам пустую, Уносим веру роковую В одни несбыточные сны.   И пусть душа твоя нимало В былые дни не понимала Души моей, любви моей… Ее блаженства и мученья Прошли навек без разделенья И без возврата… Что́ мне в ней?   Пускай за то, что мы свободны, Что горды мы, что странно сходны, Не суждено сойтиться нам; Но все, что мучит и тревожит, Что грудь сосет и сердце гложет, Мы разделили пополам.   И нам обоим нет спасенья!.. Тебя не выкупят моленья, Тебе молитва не дана: В ней небо слышит без участья, Мечты несбыточного сна… (Сентябрь 1844) Примечания Впервые: Отеч. зап. 1845. № 2. С. 318.— Эпиграф — из стихотворения Байрона «Прощай!» (под строкой дан перевод Г.  — Изд. 1959. С. 459). *Лишь знаю: тщетно мы любили, Лишь чувствую: прощай, прощай! Байрон (англ.)
    10. Калугин В.: Григорьев Аполлон Александрович
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    Часть текста: и театральный критик. Предки из духовенства и крестьянства. Вырос в Замоскворечье в патриархальной семье. Закончил юридический факультет Московского университета (1842). Университетскими товарищами были А. А. Фет и Я. П. Полонский. «Оказалось, — вспоминал Фет, — что Аполлон Григорьев, невзирая на примерное рвение к наукам, подобно мне, заразился страстью к стихотворству, и мы каждое свидание передавали друг другу вновь написанное стихотворение». Первые стихи Григорьева опубликованы в 1843 в «Москвитянине» М. П. Погодина. Первая книга стихов вышла в 1846 в Петербурге. К этому времени относятся и ранние, т. н. «масонские» повести Григорьева. В дневнике Погодина сохранилась запись 1844 о своих недавних студентах и молодых авторах «Москвитянина»: «Были Григорьев и Фет. В ужасной пустоте вращаются молодые люди. Отчаянное безверие». В 1844—47 Григорьев проходит через искус безверия и увлечения масонскими идеями, но его автобиографический герой, прозревая, убивает своего соблазнителя. Это свидетельствует о том, что Григорьев вырвался из умственной кабалы. В 1847 он публикует рецензию на «Выбранные места из переписки с друзьями», оказавшись одним из немногих, кто встретил книгу Н. В. Гоголя не с негодованием и бешенством. Гоголь, получив от С. П. Шевырева этот отзыв в русской печати, писал ему в мае 1847 из Италии: «Статья Григорьева, довольно молодая, говорит в пользу критика, чем моей книги. Он, без сомнения, юноша очень благородной души и прекрасных стремлений. Временный ...