• Приглашаем посетить наш сайт
    Грин (grin.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1978"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Дневник любви и молитвы
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    2. Григорьев А. А. - Толстому Л. Н., б января 1863 г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    3. Гоголь и его последняя книга
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    4. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    5. Воспоминания об Аполлоне Григорьеве. Фет А. А.: Ранние годы моей жизни
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    6. Комета
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава III. Возвращение в Москву. Поиски идеалов
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    8. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 3. Товарищи моего учителя
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    9. Героям нашего времени
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    10. Осповат Л. Л.: К портрету Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    11. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава VIII. Последние годы жизни. Любовь к М. Ф. Дубровской. Отъезд на "учительствование" в Оренбург. Последние стихи и статьи
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    12. Григорьев А. А. - Достоевскому Ф. М., 1 февраля 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Ильин Николай: заклинатель стихий. 8. Философия как культура понимания. Душа и ее идеал
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    14. Из Мицкевича
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    15. Григорьев А. А. - Островскому А. Н., 7 июля 1864 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    16. Один из многих. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    17. Летопись московского театра
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    18. Журавлева А. И., Некрасов В. И.: Григорьев А. А.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    19. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава II. В Петербурге. Начало журнальной деятельности
    Входимость: 1. Размер: 63кб.
    20. Краткая летопись жизни Ап. Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Дневник любви и молитвы
    Входимость: 3. Размер: 23кб.
    Часть текста: [Дневник любви и молитвы] 1 Марта 25, 18.. года Und wenn du ganz in dem Gefühle selig bist, Nenn's Glück, Liebe, Gott! Ich kenne keinen Namen Dafür. Gefühl ist alles… Name ist Schall und Rauch, Umnebelnd Himmelsglut [1] I И снова он, старинный, мрачный храм, И тихий свет лампады одинокой, И в куполе Всевидящее Око, И лики длинные, как тени по стенам. И образы святых над царскими дверями Парящих в небо стройными рядами. И выше всех Голгофа. И на ней Распятый Бог, страдалец за людей. II И вспомнил я, как часто в храме том, Лет за восемь, молился я с отцом, И снова видел я мольбу его святую, Восторженный и вместе кроткий взор. И слышал речь Евангельски-простую, О чудесах Господних разговор… Как часто он молился со слезами И «верую» с восторгом повторял, И голову смиренно преклонял Под выход с страшными и тайными дарами!.. Тогда и я все ясно понимал И символ веры набожно читал… И пению и смыслу дивных слов Вторил торжественно раскат колоколов… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И долго был я думой погружен В былое, пролетевшее как сон. III Но ...
    2. Григорьев А. А. - Толстому Л. Н., б января 1863 г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: сами, разумеется, положите. Если Вам нужны деньги - Вам будет стоит только написать, сколько именно, и они немедленно будут Вам высланы. О том, что журнал наш сочувствует Вашей деятельности как деятельности весьма немногих, распространяться, кажется, нечего. Жду Вашего ответа на мое имя по адресу: Ап. Ал. Григорьеву. В редакцию журнала "Время"... Ваш усердный поклонник Ап. Григорьев. 1863 года. Яне. 6. Пишу точнее адрес: Аполлону Александровичу Григорьеву, в редакцию журнала "Время", в СПБурге. На обороте: Его сиятельству Графу Льву Николаевичу Толстому в собственные руки. В контору "Ясной Поляны", что при типографии г. Каткова и К° в Москве. Примечания Печатается по подлиннику: ГМТ Ф. I. 145 / 55. Л. 1-2 об. Адрес на обороте написан рукой не Г. Впервые опубликовано: Л. Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. Изд. 2-е. М., 1978. Т. 2. С. 150-151. Известно лишь это одно письмо Г. к Л. Н. Толстому. И встречались они, вероятно, не более двух раз - 18 мая 1856 г., что отмечено в дневнике Толстого (см. примеч. 10 к письму от 19 сентября 1856 г., № 156), и 3 ноября 1856 г. Первая встреча произошла на...
    3. Гоголь и его последняя книга
    Входимость: 2. Размер: 58кб.
    Часть текста: к партиям, в которых этот вопрос нашел себе различные ответы 2 . Книга эта -- "Выбранные места из переписки с друзьями" -- сделалась уже не простым литературным явлением, но делом, процессом литературным. Еще за несколько времени до появления своего в свете она возбуждала толки, еще предисловие ко второму изданию "Мертвых душ" встречено было неприязненно 3 , хотя, собственно говоря, в этом предисловии нет ничего такого, что не было прежде сказано поэтом, на что по крайней мере не было сделано им намека. Партия, встретившая неприязненно предисловие к "Мертвым душам", может быть, не заметила, что она противоречит самой себе и более еще противоречит современному значению искусства, которое, сошло с своих прежних ходуль, совлеклось с туманного нимба, существует для всех и каждого, дает в себе часть всем и каждому. То время, когда поэт мог сказать себе: "Ты царь -- живи один!" 4 , уже прошло -- не знаем, ко вреду ли искусства, но, во всяком случае, не ко вреду общественного развития. Повторяем опять, что же тут мудреного, что поэт, который хочет создать народную эпопею, прислушивается к голосу народа?.. Неприязненность встречи предисловия ко второму изданию "Мертвых душ" объясняется только последнею книгою Гоголя, о которой давно уже ходили темные слухи в обществе 5 . Партия, складывавшая для Гоголя пьедестал из бренных остатков всей прошедшей литературы,...
    4. Кривушина В. Ф.: Аполлон Григорьев и Анри Бергсон
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    Часть текста: у нас цельной философской системы литературной критики. Этот первый опыт оказался таким значительным, что до сих пор он является "едва ли не лучшим критическим каноном"[i]. Отношение "Григорьев - Бергсон" видится Гроссману отношением идентичности. "Ученик Шеллинга, Аполлон Григорьев был бергсонианцем avant la lettre, и если бы мы хотели составить канон правил и литературной критики по учению знаменитого философа, мы бы лучше всего разрешили бы эту задачу, обратившись к забытым страницам непризнанного критика "Москвитянина". В них поистине заключён полный декалог новой критики"[ii]. В 1916 г., то есть через два года после Гроссмана, А. А. Блок, видевший в творчестве Григорьева исключительно важный культуростроительный ориентир русской жизни, "единственный мост" между современностью и пушкинской гармонией, явно не принял формы, в которой Гроссман высказал похвалу Григорьеву-критику. "Не знаю, много ли это для русского мыслителя - "предвосхитить Бергсона и Зиммеля"; только в устах автора статьи это - большая похвала"[iii]. Тем не менее ту же самую "гроссмановскую" формулу "бергсонианца до Бергсона" применительно к Григорьеву мы встречаем в статье французского автора С. Лафит[iv]. Как видим, точка зрения, полагающая отношение "Григорьев - Бергсон" лишь отношением исторического предвосхищения зрелости к самой зрелости, вызывает сдержанное, холодное, но явное сопротивление Блока. Чтобы определиться в виду этих позиций нам предстоит выявить подразумеваемые в приведённых суждениях литературно-критические и эстетические параллели в творческом наследии Григорьева и Бергсона и проанализировать этот параллелизм в свете мировоззренческого целого каждого из мыслителей. Как мировоззрение "органического" Григорьева, так и натуралистический, органический образ...
    5. Воспоминания об Аполлоне Григорьеве. Фет А. А.: Ранние годы моей жизни
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    Часть текста: А так как я в это время ездил к ним на парном извозчике, то уже в следующее воскресенье старики буквально доверили мне свозить их Полонушку в цирк. До той поры они его ни с кем и ни под каким предлогом не отпускали из дому. {2} Оказалось, что Аполлон Григорьев, невзирая на примерное рвение к наукам, успел, подобно мне, заразиться страстью к стихотворству, и мы в каждое свидание передавали друг другу вновь написанное стихотворение. {3} Свои я записывал в отдельную желтую тетрадку, и их набралось уже до трех десятков. Вероятно, заметив наше взаимное влечение, Григорьевы стали поговаривать, как бы было хорошо, если бы, отойдя к Новому году от Погодина, {4} я упросил отца поместить меня в их дом вместе с Аполлоном, причем они согласились бы на самое умеренное вознаграждение. У Григорьевых взаимное впечатление отцов наших оказалось самым благоприятным. Старик Григорьев сумел придать себе степенный и значительный тон, упоминая имена своих значительных товарищей по дворянскому пансиону. Что же касается до моего отца, то напускать на себя серьезность и сдержанность ему никакой надобности не предстояло. Мать Григорьева, Татьяна Андреевна, скелетоподобная старушка, поневоле показалась отцу солидною и сдержанной, так как при незнакомых она воздерживалась...
    6. Комета
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Комета Комета Когда средь сонма звезд, размеренно и стройно, Как звуков перелив, одна вослед другой, Определенный путь свершающих спокойно, Комета полетит неправильной чертой, Недосозданная, вся полная раздора, Невзнузданных стихий неистового спора, Горя еще сама и на пути своем Грозя иным звездам стремленьем и огнем, Что́ нужды ей тогда до общего смущенья, До разрушения гармонии?.. Она Из лона отчего, из родника творенья В созданья стройный круг борьбою послана, Да совершит путем борьбы и испытанья Цель очищения и цель самосознанья. (Июнь 1843) Примечания Впервые: РиП. 1844. № 8. С. 183. Подпись: 1. 4. — Образ женщины-кометы, восходящий к стихотворению Пушкина «Портрет» («Как беззаконная комета, // В кругу расчисленном светил»), соотносится здесь и с представлением Ш. Фурье о том, что «кометы, устройство которых сегодня разрушительно и бессвязно, в один прекрасный день перейдут, подобно планетам, в гармоническое состояние» (трактат «Новый мир» цит. по примеч. Б. О. Костелянца. — Изд. 1959. С. 525). См. также: Егоров Б. Ф. Поэзия Аполлона Григорьева. — Изд. 1978. С. 13–14.
    7. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава III. Возвращение в Москву. Поиски идеалов
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    Часть текста: III. Возвращение в Москву. Поиски идеалов Глава III ВОЗВРАЩЕНИЕ В МОСКВУ. ПОИСКИ ИДЕАЛОВ К концу 1846 года Григорьеву, уже совершенно изнеможенному душевно и физически, окончательно запутавшемуся в долгах, пришлось все-таки принять родительскую денежную помощь и, уступая их уговорам и самой «диктовке» обстоятельств, смиренно возвратиться в Москву. По меркам обычной человеческой жизни, Григорьев, достигший уже рубежа двадцатипятилетия, приблизился к той, часто горькой черте молодости, за которой становится очевидной необходимость приспособления к реальным условиям и требованиям действительности, необходимость практического выбора жизненной позиции, предполагающего, что уроки невоплотившихся «идеальных» мечтаний юности должным образом усвоены и адаптация к прозе жизни неизбежна. Первоначально, уже в который, в сущности, раз пытаясь по приезде в Москву начать жизнь заново, Григорьев и делает ряд конкретных шагов — женится, вновь поступает на «казенную» службу,— явно символизирующих признание заблуждений своей юности, желание примирения с действительностью. В конечном же счете жизнь складывается много сложнее, показывая непригодность банальных рецептов благополучия для мятежной натуры Григорьева. Впервые, пожалуй, ощущает Григорьев теперь Москву — город своего детства и студенчества — городом, которому он по складу своей натуры принадлежит всецело и безоглядно, городом, близким и исторической символикой, и неделовитой...
    8. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 3. Товарищи моего учителя
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: мои связаны только хронологическим порядком и притом этот отдел их начинается прямо с очерка литературной поры тридцатых годов, то я не считаю нужным ссылаться на начальные главы, в которых очертил я впечатления младенчества.} Да! я помню, живо помню тебя, маленькая, низкая проходная комната моего наставника, с окном, выходившим на "галдарейку", над которой была еще другая "галдарейка", галдарейка мезонина и мезонинных барышень, хозяйкиных дочерей, - комната с полинявшими до крайней степени бесцветными обоями, с кожаной софою, изъеденной бесчисленными клопами, и с портретом какой-то "таинственной монахини" в старой рамке с вылинявшею позолотою над этой допотопною софою... Под вечер Сергей Иванович, пока еще не зажигали свечей, в час "между волка и собаки", {1} ложился на нее - и я тоже подле него. Он обыкновенно запускал свою очень нежную и маленькую руку в мои волосы, играл ими и рассказывал мне древнюю историю или фантазировал на темы большею частию очень странные. До неестественности впечатлительный, он не бесплодно слушал отцовское (т. е. моего отца) чтение романов Радклиф или Дюкре-Дюмениля: ему самому все хотелось стать героем какой-нибудь таинственной истории - и почему-то к этой таинственной или просто нескладно дикой истории он припутывал и меня. Но о нем и его странных беседах со мною - после. Комнатка под вечер становилась почти каждый день местом сходки студентов, товарищей моего учителя. Его когда-то любили, хоть он и не блистал особенной талантливостью, и к нему ходили, потому что он сам редко выходил из дому. Он вообще долгое время был поведения примерного. Он был, как я уже сказал, очень молод и, главное, мягок как воск. Кроме ...
    9. Героям нашего времени
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    Часть текста: нашего времени Героям нашего времени Facit indignatio versum. Horatius [1]   Нет, нет — наш путь иной… И дик, и страшен вам, Чернильных жарких битв, копеечным бойцам, Подъятый факел Немезиды; Вам низость по душе, вам страх страшнее зла, Вы сердцем любите лишь лай из-за угла Да бой петуший за обиды! И где же вам любить, и где же вам страдать Страданием любви распятого за братий? И где же вам чело бестрепетно подъять Пред взмахом топора общественных понятий? Нет, нет — наш путь иной, и крест не вам нести: Тяжел, не по плечам, и вы на полпути Сробеете пред общим криком, Зане на трапезе божественной любви Вы не причастники, не ратоборцы вы О благородном и великом. И жребий жалкий ваш, до пошлости смешной, Пророки ваши вам воспели… За сплетни праздные, за эгоизм больной, В скотско́м бесстрастии и с гордостью немой, Без сожаления и цели, Безумно погибать и завещать друзьям Всю пустоту души и весь печальный хлам Пустых и детских грез, да шаткое безверье; Иль целый век звонить досужим языком О чуждом вовсе вам великом и святом С богохуленьем лицемерья!.. Нет, нет — наш путь иной! Вы не видали их, Египта древнего живущих изваяний, С очами тихими, недвижных и немых, С челом, сияющим от царственных венчаний. Вы не видали их, — в недвижных их чертах Вы жизни страшных тайн бесстрашного сознанья С надеждой не прочли: им книга упованья По воле вечного начертана в звездах. Но вы не зрели их, не видели меж нами И теми сфинксами таинственную связь… Иль, если б видели,...
    10. Осповат Л. Л.: К портрету Аполлона Григорьева
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    Часть текста: свои мысли и чувства до идеальной глубины и чистоты; если же обрывался в этих усилиях, то прямо переходил в противоположную крайность и погружался в беспорядок жизни с каким-то сладострастием цинизма» [2] . Следует, однако, уточнить: движение от «высокого» к «низкому» (как и возвратное) отнюдь не всегда было безостановочным. Григорьев опытным путем изучил состояние «хандры», подразумевавшее и обыкновенную апатию, и то, «что у хороших людей зовется угрызениями совести», и такое томление духа и души, которое в русской романтической традиции — вслед немецкой — именовалось Sensucht. Другое дело, что и этой тоской Григорьев, по выражению Достоевского, заболевал «весь, целиком, всем человеком, если позволят так выразиться» [3] . Столь интенсивное («во вся распашку») переживание жизни, сам склад его натуры, которой владели неуемные страсти, исключали всякую надежду на благоустройство дел — личных, бытовых, профессиональных. В глазах большинства современников Григорьев выглядел романтическим поэтом именно из-за своей непрактичности; когда он пускался в расчеты или рассуждал о выгодных занятиях, то походил на совершенного ребенка. «Неумелый человек одно только умел, — свидетельствовал Страхов, — следить за умственным и эстетическим движением нашим, чувствовать и понимать все явления в нашем мире искусства и мысли. Сюда были устремлены все силы его души; здесь была его радость и печаль, долг и гордость» [4] . Кто слезы лить способен о великом, Чье сердце жаждой истины полно, В ком фанатизм способен на смиренье, На том печать избранья иль служенья. Впрочем, шагать в ногу с двумя-тремя единомышленниками он тоже не умел;...