• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1840"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Оппозиция застоя (старая орфография)
    Входимость: 9. Размер: 90кб.
    2. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 8. Размер: 88кб.
    3. Осповат Л. Л.: К портрету Аполлона Григорьева
    Входимость: 5. Размер: 21кб.
    4. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава III. Возвращение в Москву. Поиски идеалов
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    5. Искусство и нравственность
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    6. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства
    Входимость: 4. Размер: 114кб.
    7. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.
    Входимость: 3. Размер: 144кб.
    8. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 5. Литературные стремления начала тридцатых годов
    Входимость: 3. Размер: 73кб.
    9. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава IV. Сотрудничество в "Москвитянине"
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    10. Заметки Петербургского зеваки
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    11. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава II. В Петербурге. Начало журнальной деятельности
    Входимость: 3. Размер: 63кб.
    12. Стихотворения А. С. Хомякова (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    13. Взгляд на книги и журнальные статьи касающиеся истории русского народного быта (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    14. О правде и искренности в искусстве. По поводу одного эстетического вопроса (Письмо к А. С. Хомякову)
    Входимость: 2. Размер: 166кб.
    15. Григорьев А. А. - Шевыреву С. П., 23 октября 1847 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    16. По поводу нового издания старой вещи
    Входимость: 2. Размер: 41кб.
    17. Другой из многих
    Входимость: 2. Размер: 219кб.
    18. Григорьев А. А. - Страхову Н. Н., 12 августа 1861 г.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    19. Западничество в русской литературе (старая орфография)
    Входимость: 2. Размер: 82кб.
    20. Егоров Б.: Художественная проза Ап. Григорьева
    Входимость: 2. Размер: 99кб.
    21. Лючия (из воспоминаний дилетанта).
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    22. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава I. Детство. Годы студенчества
    Входимость: 2. Размер: 62кб.
    23. Егоров Б. Ф.: Аполлон Александрович Григорьев (Большая Советская Энциклопедия)
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    24. Листки из рукописи скитающегося софиста
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    25. Григорьев А. А. - Погодину М. П., 3 сентября 1851 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    26. Офелия
    Входимость: 1. Размер: 67кб.
    27. Встреча
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    28. Григорьев А. А. - Майкову А. Н., 24 октября (5 ноября) 1857 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    29. Виттакер Р., Егоров Б. Ф.: Жизнь Григорьева в письмах
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    30. Два эгоизма. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    31. Летопись московского театра
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    32. Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 1. Размер: 53кб.
    33. Стихотворения Н. Некрасова
    Входимость: 1. Размер: 131кб.
    34. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава VI. Новый, петербургский период творчества. Развитие исторических и общественных взглядов
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    35. Григорьев А. А. - Тургеневу И. С., 28 или 29 апреля (10 или 11 мая) 1858 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    36. Мои литературные и нравственные скитальчества. Вступление
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    37. Григорьев А. А. - Эдельсону Е. Н., около 11 марта 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    38. Григорьев А. А. - Дружинину А. В., июль 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    39. Григорьев А. А. - Гоголю Н. В., Вторая половина октября-первая половина ноября 1848 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    40. Белинский и отрицательный взгляд в литературе (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 96кб.
    41. Знаменитые европейские писатели перед судом русской критики (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    42. Добролюбов Н. А.: О допотопном значении Лажечникова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    43. Город ("Великолепный град! пускай тебя иной…")
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    44. Григорьев А. А. - Боткину В. П., 26 апреля 1856 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    45. Григорьев А. А. - Гоголю Н. В., Конец ноября-первая половина декабря 1848 г.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    46. Григорьев А. А. - Достоевскому Ф. М., 1 февраля 1861 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    47. Григорьев А. А. - Соловьеву С. М., 20 декабря 1842 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    48. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть I. 2. Мир суеверий
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    49. Человек будущего
    Входимость: 1. Размер: 93кб.
    50. Григорьев А. А. - Блудову Д. Н., без даты
    Входимость: 1. Размер: 2кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Оппозиция застоя (старая орфография)
    Входимость: 9. Размер: 90кб.
    Часть текста: застоя (старая орфография) Оппозицiя застоя   Черты изъ исторiи мракобесiя Время. 1861. N 5   Ты видишь: я припоминаю, Алеко, старую печаль. Пушкинъ.  I Бываютъ въ литературе вещи, которыя совершенно ускользаютъ отъ вниманiя современниковъ, но которыя, для последующихъ поколенiй, представляютъ собою факты въ высшей степени замечательные, озаряютъ целыя направленiя. Такихъ вещей не надобно искать промежду крупныхъ литературныхъ явленiй, ибо въ такомъ случае оне были бы замечены современниками; такiя вещи пишутся обыкновенно безъ всякихъ притязанiй на какое либо значенiе, пишутся такъ, вполне отъ души, вполне наивно. Въ нихъ мысль известныхъ направленiй является по домашнему, на распашку, какъ можетъ быть и не хотели бы показать ее головы известныхъ направленiй, или по крайней мере, какъ не хотели бы они показать ее сначала. Въ такихъ проговоркахъ направленiй, -- проговоркахъ по большей части нежданныхъ и раннихъ, сказывается нечто роковое... Рада бы курочка не идти, да за хохолокъ тащутъ. Къ числу такихъ наивныхъ и въ историческомъ...
    2. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья вторая
    Входимость: 8. Размер: 88кб.
    Часть текста: Германии, вдруг забыл своих паладинов, с ног до головы закованных в сталь, своих прекрасных и верных принцесс, своих колдунов и свои очаровательные замки -- и пустился писать русские сказки... Нужно ли доказывать, что эти русские сказки так же не в ладу с русским духом, которого в них слыхом не слыхать и видом не видать, как не в ладу с русскими сказками греческий или немецкий гекзаметр?.. Но не будем слишком строги к этому заблуждению могущественного таланта, увлекшегося духом времени: Жуковский вполне совершил свое поприще и свой подвиг: мы больше не вправе ничего ожидать от него. Вот другое дело Пушкин: странно видеть, как этот необыкновенный человек, которому ничего не стоило быть народным, когда он не старался быть народным, теперь так мало народен, когда решительно хочется быть народным; странно видеть, что он теперь выдает нам за нечто важное то, что прежде бросал мимоходом, как избыток или роскошь. Мне кажется, что это стремление к народности произошло из того, что все живо почувствовали непрочность нашей подражательной литературы и захотели создать народную, как прежде силились создать подражательную. Итак, опять цель, опять усилия, опять старая погудка на новый лад. Но разве Крылов потому народен в высочайшей степени, что старался быть народным? Нет, он об этом нимало не думал; он был народен, потому что не мог не быть народным: был народен бессо з нательно, и едва ли знал цену этой народности, которую усвоил созданиям своим без всякого труда и усилия. По крайней мере, его современники мало умели ценить в нем это достоинство: они часто упрекали его за низкую природу и ставили на одну с ним доску прочих баснописцев, которые были несравненно ниже...
    3. Осповат Л. Л.: К портрету Аполлона Григорьева
    Входимость: 5. Размер: 21кб.
    Часть текста: несменяемым хранителем ее ценностей и обычаев. Этому культурному статусу соответствовало «метеорское» (по его собственному слову) жизнеповедение, почти никогда не подчинявшееся общепринятым нормам и почти всегда непредсказуемое. Как бы со стороны разглядывая тот человеческий тип, который он представлял едва ли не в единственном числе, Григорьев высказался весьма откровенно: «Столь упорной воли с величайшей бесхарактерностью, горячей веры с безобразным цинизмом, искренних убеждений с отсутствием всяких прочных основ в жизни… право, я не умею иначе назвать, как хаосом моего последнего романтика» [1] . По отзыву близкого к нему в начале 1860-х гг. Н. Н. Страхова, Григорьев «старался возводить свои мысли и чувства до идеальной глубины и чистоты; если же обрывался в этих усилиях, то прямо переходил в противоположную крайность и погружался в беспорядок жизни с каким-то сладострастием цинизма» [2] . Следует, однако, уточнить: движение от «высокого» к «низкому» (как и возвратное) отнюдь не всегда было безостановочным. Григорьев опытным путем изучил состояние «хандры», подразумевавшее и обыкновенную апатию, и то, «что у хороших людей зовется угрызениями совести», и такое томление духа и души, которое в русской романтической традиции — вслед немецкой — именовалось Sensucht. Другое дело, что и этой тоской Григорьев, по выражению...
    4. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава III. Возвращение в Москву. Поиски идеалов
    Входимость: 4. Размер: 60кб.
    Часть текста: принять родительскую денежную помощь и, уступая их уговорам и самой «диктовке» обстоятельств, смиренно возвратиться в Москву. По меркам обычной человеческой жизни, Григорьев, достигший уже рубежа двадцатипятилетия, приблизился к той, часто горькой черте молодости, за которой становится очевидной необходимость приспособления к реальным условиям и требованиям действительности, необходимость практического выбора жизненной позиции, предполагающего, что уроки невоплотившихся «идеальных» мечтаний юности должным образом усвоены и адаптация к прозе жизни неизбежна. Первоначально, уже в который, в сущности, раз пытаясь по приезде в Москву начать жизнь заново, Григорьев и делает ряд конкретных шагов — женится, вновь поступает на «казенную» службу,— явно символизирующих признание заблуждений своей юности, желание примирения с действительностью. В конечном же счете жизнь складывается много сложнее, показывая непригодность банальных рецептов благополучия для мятежной натуры Григорьева. Впервые, пожалуй, ощущает Григорьев теперь Москву — город своего детства и студенчества — городом, которому он по складу своей натуры принадлежит всецело и безоглядно, городом, близким и исторической символикой, и неделовитой широтой и пестротой жизни, несущей на себе отпечаток благостной провинциальности, городом, в котором не чувствуется петербургское ледяное одиночество и...
    5. Искусство и нравственность
    Входимость: 4. Размер: 43кб.
    Часть текста: вопроса я сам немало занимался и могу представить фактические доказательства моих занятий в статье, напечатанной в "Русской беседе" 1856 года, под названием "О правде и искренности в искусстве" 2 . Статьи этой читатели, конечно, не читали -- "ma tanto meglio" {но тем лучше (ит.). }, может быть. Статья явилась на свет решительно в муках раскаяния, каким-то неправильно развившимся эмбрионом, с головой, значительно разросшейся на счет туловища, и, как эмбрион, на своих ногах ходить не могла: ее надобно было поддерживать, что всегда -- и людей и статьи ставит в весьма неловкое, невыгодное, то беззащитное, то зависимое положение. Напомнил я об этой статье потому только, что она сама напоминает мне довольно забавное обстоятельство. Когда я писал ее -- и, следовательно, более или менее готов был рассуждать о трогаемых ею вопросах с каждым встречным и поперечным,-- я раз был поражен замечанием, на мои глаза, очень странным. А именно: говоря с одним лицом о том, что, между прочим, в рассуждении моем затронут вопрос об отношении между искусством и нравственностию, я получил в ответ слова: "Да, таки давненько уж они разъединены -- пора бы их помирить как-нибудь". Разъединены... помирить!.. И не думайте, пожалуйста, чтобы эти слова услыхал я от лица, черпавшего свои воззрения из тех же источников, из которых в наши дни черпает их "Домашняя беседа" или черпал во дни оны блаженной памяти "Маяк" 3 . Нет! лицо, говорившее о разъединении искусства с нравственностью и о необходимости их помирить,-- на все другое, кроме искусства и нравственности, на общественное развитие, на гласность и т. п. высшие предметы,...
    6. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства
    Входимость: 4. Размер: 114кб.
    Часть текста: предисловий, новых рассуждений о новых, ежеминутно возникающих вопросах, за что бы ни взялась в настоящую минуту критика. Замечательно, что оговорки, вроде того, что о таком-то произведении нечего сказать более сказанного уже критикою сороковых годов 2 , или ссылки на прежние статьи, встречаемы были с одинаковым негодованием всеми серьезными литературными направлениями. Я говорю это не о таких критических статьях, которые пишутся о произведениях первостепенных в нашей словесности. В первостепенных произведениях всякой словесности, а стало быть, и нашей, сколь их в ней ни мало, есть та неувядающая красота, та прелесть вечной свежести, которая будит мысль к новой деятельности, к новым размышлениям о жизненных вопросах, к новым проникновениям в тайны художественного творчества. В созерцании, первостепенных, то есть рожденных, а не деланных созданий искусства, можно без конца потеряться, как теряется мысль в созерцании жизни и живых явлений. Как рожденные, и притом рожденные лучшими соками, могущественнейшими силами жизни, они сами порождают и вечно будут порождать новые вопросы о той же жизни, которой, они были цветом, о той же почве, в которую они...
    7. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина.
    Входимость: 3. Размер: 144кб.
    Часть текста: издававшейся при "Телескопе" Надеждина, появлялись в течение нескольких месяцев статьи под названием "Литературные мечтания". Эти статьи изумляли невольно своей беспощадной и вместе наивной смелостию, жаром глубокого и внутри души выросшего убеждения, прямым и нецеремонным поставлением вопросов, наконец тою видимой молодостию энергии, которая дорога даже и тогда, когда впадает в ошибки -- дорога потому, что самые ошибки ее происходят от пламенного стремления к правде и добру. "Мечтания" так и дышали верою в эти стремления и не щадили никакого кумиро-поклонения, во имя идеалов разбивали простейшим образом всякие авторитеты, не подходившие под мерку идеалов. В них выразилось первое сознательное чувство нашей критики -- я говорю чувство, а не взгляд -- ибо в них все было чувство. Так как по общему органическому закону мироздания ни одна мысль не является в стройной форме, не пройдя наперед несколько форм так сказать допотопных, то и "Литературным мечтаниям" Виссариона Григорьевича Белинского (под ними подписался он еще таким образом: "он... инский". Чембар. 1834 г. дек. 12 дня. Но все молодое поколение знало хорошо имя того, кто так смело и честно высказал то, что жило во всех, носилось в воздухе эпохи) -- и "Литературным мечтаниям" -- говорю я -- предшествовали критические динофериумы Никодима Надоумки 1 , -- смелые, резкие, но неуклюжие и безвкусные выходки против застарелых мыслей... Но какая разница обличалась с первого же раза между деятельностию Белинского и деятельностию Никодима Надоумки! Вся правда и энергия Никодима Аристарховича пропадали даром вследствие семинарского безвкусия тона и положительного отсутствия чувства изящного: все заблуждения и промахи Белинского исчезали, сгорали в его огненной речи, в огненном чувстве, в ярком и истинно поэтическом понимании. И только при таких условиях могло пройти...
    8. Мои литературные и нравственные скитальчества. Часть II. 5. Литературные стремления начала тридцатых годов
    Входимость: 3. Размер: 73кб.
    Часть текста: Часть II. 5. Литературные стремления начала тридцатых годов V ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРЕМЛЕНИЯ НАЧАЛА ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ Не "скандала единого ради", конечно, написал я предшествующую главу, хотя она, по собственному моему сознанию, и вышла крайне скандальна. Мне хотелось сколько-нибудь наглядно "в утешение современникам и назидание потомкам" изобразить в общих чертах силу и влияние трансцендентализма на людей моего поколения, чтобы несколько пояснить его силу же и влияние на поколение, нам предшествовавшее. Мне хотелось вместе с тем сколь возможно искренне изложить свои верования в отношении к тому, что я привык называть веяниями жизни, изложить прямо и смело, пожалуй, на потеху и глумление наших позитивистов или нигилистов. Да! исторически живем не "мы как индивидуумы", но живут "веяния", которых мы, индивидуумы, являемся более или менее значительными представителями... Отсюда яркий до очевидности параллелизм событий в различных сферах мировой жизни - странные, таинственные совпадения создания Дон-Кихота и Гамлета, {1} революционных стремлений и творчества Бетховена {2} и проч. и проч... Отсюда солидарность известных идей, мировая преемственная связь их, и мало ли что отсюда такого, друг Горацио, О чем не смеет грезить ваша мудрость {3} и что она отвергает только потому, что не наловила достаточно хвостиков и по ним не добралась до общего хвоста... Сила в том, что трансцендентализм был силой, был веянием, уносившим за собою все, что только способно было мыслить во дни оны. Все то, что только способно было чувствовать, уносило другое веяние, которое за недостатком другого слова надобно назвать романтизмом. В сущности то и другое - трансцендентализм и романтизм - были две стороны одного и того же. Об этом, впрочем, рассуждал и писал я так много, {4} что если бы принялся рассуждать еще раз, то неминуемо должен был бы впасть в повторение. Потому для того, чтобы уяснить моим читателям сущность романтического веяния, я избираю...
    9. Носов С.Н.: Аполлон Григорьев - судьба и творчество. Глава IV. Сотрудничество в "Москвитянине"
    Входимость: 3. Размер: 54кб.
    Часть текста: торжествующий, исполненный веры в себя, в свое высокое призвание. С необыкновенным размахом разворачивается в период сотрудничества в «Москвитянине» литературная деятельность Григорьева. Его новые статьи полны пророческого пафоса, граничащей с наивностью восторженности, энтузиазма. И хотя раздаются в связи с литературно-критическими выступлениями Григорьева скептические «реплики» петербургской западнической критики, возражения и даже насмешки, но имя его уже овеяно ореолом признания. Конечно, как и прежде, в высшей степени чужда Григорьеву самоуспокоенность, а тем более самодовольство. Он остается самим собой — человеком ищущим и напряженным. Не однозначность, а уверенность, твердость приобретают его суждения о литературе, в которых прежние эксцентрические метания сменяются убежденностью в правоте своих выводов и оценок. Основными литературно-критическими работами Григорьева москвитянинского периода являются три масштабные статьи — «Русская литература в 1851 году», «Русская литература в 1852 году» и примыкающая к ним по значению и широте охвата явлений литературы статья «О комедиях Островского и их значении в литературе и на сцене». Статьи эти образуют своего рода «триумвират» — как бы перетекают одна в другую, теснейшим образом связаны мировоззренчески. Если значение москвитянинского периода литературно-критического творчества Аполлона Григорьева и несводимо к этим трем статьям, то оно становится ясным только в результате знакомства с ними. Остальные публикации этого времени находятся, так сказать, в орбите данных, в полном смысле программных произведений, готовят, комментируют или «дешифруют» их тезисы. В целом литературная критика — об этом необходимо сказать несколько слов в связи с тем, что мы подошли к эпохе в жизни Григорьева,...
    10. Заметки Петербургского зеваки
    Входимость: 3. Размер: 45кб.
    Часть текста: Чудный город Петербург! Если бы те господа, которые с открытием навигации бросаются толпами на первые пароходы, отплывающие в какой-нибудь заграничный город, получше знали тот, где живут с младенчества, то не так бы скоро его оставили. Странное свойство человеческой натуры, которая закрывает глаза для всего, ее окружающего, и открывает их только за сотни верст от места жительства! А есть что посмотреть и в Петербурге. Воистину Петербург чудный город, во всех значениях этого слова. Смотрите ли вы на него в грязно-серый день петербургского лета или при сиянии зимнего солнца, играющего на нерастаявшем снегу петербургских площадей, по которым еще не бегало человечество за разными житейскими надобностями,- во всякое время года, во всякий час дня Петербург представит вам самые разнообразные картины. Умейте только подмечать их. Конечно, для этого надобно особенное, шестое чувство, составляющее нечто среднее между чутьем и проницательностью и до сих пор еще не объясненное физиологами. Но прежде всего ...